ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ»
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ Профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. психолог К.К.Платонов
Профессиональная готовность – определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии.
В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности: -предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых компонентов, психических образований – знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности; -непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от конкретной ситуации, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально психологической атмосферы в коллективе и др.
В структуре профессиональной готовности выделяются следующие компоненты: мотивационная (отношение к профессиональной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков), волевая (умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном); умственная (достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов в избранной сфере профессиональной деятельности), коммуникативная (наличие контекстного общения с различными категориями людей).
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков в структуре профессиональной готовности специалиста выделяют пять блоков профессионально-важных качеств: 1.Личностно-мотивационный. Профессионально-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к профессиональной деятельности, желание или нежелание принимать выполнять функциональные обязанности в соответствии с предназначением. 2. Понимание и принятие задач профессиональной деятельности и задач – знание и понимание задач, поставленных специалистом, желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. 3. Представления о содержании профессиональной деятельности и способах ее выполнения. Этот блок профессиональной готовности отражает уровень профессиональных знаний и умений, способностей обучать и воспитывать подчиненных. 4. Информационный блок профессиональной готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации, умение ориентироваться в многообразии и противоречивости различных сведение и источников в процессе работы с личным составом. 5. Управление деятельностью. Профессионально-важные качества этого блока обеспечивают планирование, контроль и оценку специалистом своей деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсолютную(к профессиям такого типа, где требуются специальные способности) относительную(к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).
Для успешного выполнения профессиональной деятельности необходим определенный уровень готовности к ней. Готовность к выполнению профессиональной деятельности – это комплексная характеристика, включающая в себя: профессиональную мотивацию, обученность, индивидуальный стиль деятельности.