Церковный раскол в XVII в. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.
Причины проведения церковной реформы в 17 веке Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь Алексей Михайлович. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон).
В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой. Кратко о реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними: замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»; написание «Иисус» вместо «Исус»; сокращение числа просфор для литургии; во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные; движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца; в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.
Нововведения были одобрены церковными соборами годов. В течение годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги. Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили протопопы Аввакум и Даниил. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Протопоп Аввакума Петрова стал духовным лидером старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие 11 лет в Сибирь, где остался верен «старой вере». В последствии приговорен решением Церковного собора и заживо сожжен в 1682 г. Старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.
По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь. С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам. Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины. С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви. Страшным последствием раскола явились гари массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи в конце XIX века.
1667 год из-за отказа братии Соловецкого монастыря принять нововведения правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. 12 (22) июня 1668 года На Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря (Соловецкое восстание). Ноябрь 1671 года верховная дворцовая боярыня, представительница одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства Феодосия Морозова, твёрдая сторонница старого обряда, была перевезена в Чудов монастырь в Кремле, откуда после допросов отправлена в заключение на подворье Псково- Печерского монастыря год при штурме Палеостровского монастыря погибло от 2000 до 3000 старообрядцев. Согласно старообрядческой точке зрения (изложенной в начале XVIII века), старообрядцы заперлись в церкви, а затем сгорели, из-за пожара при обстреле церкви новообрядцами. Согласно новообрядческой точке зрения (изложенной в середине XIX века) при осаде монастыря правительственными войсками старообрядцы сами устроили самосожжение. Милорадович С.Д. Путешествие Аввакума по Сибири
В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев "бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь". Конец 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. 11 (21) сентября 1675 года Евдокия Урусова скончалась от истощения. 2 (12) ноября 1675 года Феодосия Морозова также была уморена голодом в земляной тюрьме (причислена к лику святых в старообрядческой церкви). 22 января 1976 г Соловецкий монастырь взят приступом, во время которого было убито и казнено около 400 старообрядцев. В. И. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г
Значение церковного раскола Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари». В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении веков. - Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов. - Как итог церковного раскола прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
Иванов С.В. Во времена раскола -Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества. -Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира. -Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.
Испольованная литература: html protopop-avvakum.html protopop-avvakum.html hoteli-kak-luchshe.html Крамер А.В. Причины, начало и последствия раскола русской церкви в середине XVII века. – СПб., 2005 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные течения XVII века. – М., 1995 Энциклопедический словарь «Христианство», том I. – М., 1993 Ключевский В.О. «Русская история» Полный курс лекций. – М., 1998