Возрастные особенности детей 3 – 4 лет Подготовили: Николаева Н.А., педагог- психолог Савельева О.А., воспитатель МБУ «Школа 86» СП Детский сад «Веста»
Деятельность центральной нервной системы Способность сосредотачиваться легко нарушается под влиянием обстановки. Ведущая потребность общение уважение признание Ведущая деятельность детей 3-4 лет - игровая Ведущая деятельность детей 3-4 лет - игровая
Восприятие Фундамент для развития Мышления Мышления Речи Речи Памяти Памяти Внимания Внимания Воображения Воображения Развитие психических процессов Мышление Ребенок: анализирует сравнивает делает выводы Взрослый – сопровождает Важно учить ребенка обобщать разные предметы – - по цвету - по форме - по величине
Внимание Активное внимание Активное внимание 7-8 минут 7-8 минут Непроизвольный характер Непроизвольный характер Объем – 2- 4 объекта Объем – 2- 4 объекта Представляет жизненный интерес Вызывает эмоции Многократное повторение Память
Воображение Замысел стихийный, под влиянием - ситуации, предмета,. эмоций. Речь. Особенность возраста – «приборматывание» Ребенок удерживает в памяти цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, проговаривает пропущенные действия
Развитие личности Новые черты данного возраст а Формирование личности Формирование личности Формирование деятельности Формирование деятельности Кризисный возраст Собственное желание Собственное желание Требование взрослого
Кризисные симптомы Упрямство Упрямство Строптивость Строптивость Своеволие Своеволие Обесценивание Обесценивание Протест Протест Бунт Бунт
Взаимодействие со взрослым. Взрослый позитивно, тактично, аргументировано поддерживает ребенка Ребенок учится: Ребенок учится: вести себя адекватно вести себя адекватно гордиться своими успехами гордиться своими успехами Взрослый добивается подчинения, наказывает, подлавливает на обмане Ребенок Закрепляет черты Гневливости Раздражительности упрямства 12
Как поддержать ребенка во время кризиса Расширьте права и обязанности ребенка Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь единой линии воспитания в семье Придерживайтесь единой линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка
АДАПТАЦИЯ Легкая адаптация: к 20 дню пребывания в д.с. нормализуется сон, ребенок ест, не отказывается от контактов с взрослыми и детьми, сам идет на контакт; Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню; Тяжелая степень: характеризуется тяжестью проявлений и длительным периодом от 2 до 6 месяцев.
АДАПТАЦИЯ Негативные сдвиги ухудшение сна нервозность увеличение заболеваний повышение температуры демонстративность упрямство
ПРИЧИНЫ Имеющийся навык самообслуживания на время исчезает даже в домашних условиях; надолго может нарушиться характер и длительность сна. Имеющийся навык самообслуживания на время исчезает даже в домашних условиях; надолго может нарушиться характер и длительность сна. Не имея жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно Дети могут не воспринимать речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ в адаптационный период создавайте положительные ожидания создавайте положительные ожидания подчеркивайте важность и значимость нового периода подчеркивайте важность и значимость нового периода приучайте к самообслуживанию и самостоятельности приучайте к самообслуживанию и самостоятельности сократите или откажитесь от мероприятий сократите или откажитесь от мероприятий не нервничайте не нервничайте
Показатели завершения адаптационного периода Стабилизация эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Появляется аппетит Адекватно реагирует на предложения взрослого. Появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Спокойный и достаточный по длительности сон в дневное и в ночное время.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ