ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема «Региональные системы управления социальной работой» Тема «Региональные системы управления социальной работой»
Содержание ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из основных задач социальной работы в настоящее время -дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Актуальность темы – в последнее время в связи с увеличением числа слабозащищенных категорий населения возросла нагрузка на систему социальной защиты населения, данное обстоятельство обосновывает необходимость разработки государственной политики совершенствования организации системы социальной защиты, Цель - изучение принципов организации управления и развития системы социальной защиты населения на региональном и муниципальном уровнях, нормативно-правовой базы управления социальной защитой населения. Задачи: изучить структуру, функции, принципы организации региональных и территориальных систем управления социальной защитой населения, описать действие законов, указов, подзаконных актов, регулирующих работу системы.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. В состав центрального аппарата Министерства здравоохранения и социального развития РФ с целью решения вопросов, касающихся социальной защиты населения, входят Департамент организации социальной защиты населения и Департамент по делам инвалидов.
Департамент организации социальной защиты населения обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, ветеранов и других незащищенных групп населения, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты, включая социальное обслуживание граждан пожилого возраста, семьи, женщин, детей и инвалидов [15]. Департамент имеет следующую структуру: отдел семейной политики; отдел организации социальной защиты семей с детьми; отдел развития социального обслуживания населения; отдел политики в сфере социальной защиты населения; отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки ветеранов; отдел по взаимодействию с региональными органами социальной защиты населения и общественными организациями.
Функции регионального органа социальной защиты населения В соответствии с возложенными задачами региональный орган социальной защиты населения (департамент) осуществляет ряд функций в различных областях социального обеспечения. В области государственного обеспечения пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами: Разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обеспечения социальными пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами клиентов (пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц). Осуществляет управление, координацию, организационно-методическое обеспечение, контроль над деятельностью УСЗН в муниципальных образованиях края по назначению, перерасчету, выплате и доставке пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат. - Осуществляет систематизированный учет правовых актов, регулирующих правоотношения в области социальной поддержки населения, в целях получения полной и точной информации о нормативных правовых актах, правильного и единообразного применения законодательства Российской Федерации и Краснодарского края. - Создает и развивает автоматизированные системы, обеспечивающие: технологию обработки и ведения базы данных категорий граждан для предоставления им мер социальной поддержки, обработку информации по бюджетному учету и отчетности, назначение и выплату пособий гражданам, имеющим детей, субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, иных социальных пособий и компенсаций. - Организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, обоснованностью, целевым расходованием и сроками прохождения денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, фонда социального страхования Российской Федерации и краевого бюджета органам социальной защиты населения. - Осуществляет в пределах установленной компетенции работу по возмещению соответствующим организациям расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки.
Структура организации департамента социальной защиты Краснодарского края Департамент социальной защиты населения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки населения Краснодарского края, трудовых отношений, охраны труда. В своей деятельности Департамент руководствуется законом Краснодарского края «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края» от 15 декабря 2004 года N 806-КЗ и подконтролен главе администрации (губернатору) Краснодарского края и заместителю главы администрации Краснодарского края, курирующему вопросы социального развития. Расходы на содержание департамента осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование органов исполнительной власти Краснодарского края. В подчинении департамента находятся управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края, государственные учреждения социального обслуживания Краснодарского края, государственные учреждения Краснодарского края "Централизованные бухгалтерии учреждений социального обслуживания".
1. Реализация государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке, а также защите их трудовых прав на территории края. 2. Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития края и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки населения края, соблюдения трудовых прав работающих, охраны труда. 3. Разработка и реализация краевых целевых программ по охране труда, предоставлению мер социальной поддержки пожилым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и малообеспеченным группам населения, иным категориям населения в случаях, установленных законодательством Краснодарского края. Разработка и осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке. 4. Участие в обеспечении контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области социальной поддержки населения, трудовых отношений, охраны труда на территории Краснодарского края. 5. Подготовка и внесение предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области социальной поддержки населения, участие в разработке предложений по совершенствованию принципов предоставления государственных социальных гарантий отдельным категориям и группам населения. 6. Организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, инвалидов и ветеранов. 7. Управление деятельностью государственных учреждений, подведомственных департаменту и УСЗН в муниципальных образованиях края, координация, анализ, организационно-методическое обеспечение деятельности названных органов и учреждений и контроль над ней. 8. Содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения. 9. Разработка государственных стандартов социального обслуживания населения Краснодарского края, краевого перечня гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, осуществление контроля и надзора за их соблюдением. 10. Содействие в возвращении к месту постоянного проживания несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи. 11. Содействие детям-инвалидам и инвалидам в реализации индивидуальных программ реабилитации в условиях государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. 12. Организация и внедрение в государственную систему социальной защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения. 13. Защита трудовых прав граждан, их интересов, обеспечение государственных гарантий в сфере труда, предусмотренных действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. 14. Развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений.
Организация социальной работы обладает свойствами как вертикальной, так и горизонтальной структуры подчинения. Нормативно-правовое регулирование социальной работы также имеет вертикальную структуру: права граждан декларируются Конституцией РФ, реализуются через систему федеральных, региональных, местных законопроектов, которые находят отражение в региональных и муниципальных целевых программах, в рамках реализации программ выделяется финансирование и издаются приказы, распоряжения о направлении действий по социальной защите на конкретных клиентов социальной работы. В ходе прохождения производственной практики в Управлении социальной защиты населения я заметил существенные расхождения между провозглашенными нормами социальной защиты и реальными материальными возможностями управления социальной защиты в силу несовершенных механизмов финансирования, а зачастую финансирования по остаточному принципу. Чрезвычайно большой разрыв наблюдается между минимальным размером пенсий, пособий и реальной стоимостью потребительской корзины социально значимых продуктов первой необходимости. На сегодняшний день ярко выражена необходимость пересмотра финансовой политики системы социальной работы. В этой связи я предлагаю направить усилия на: разработку целевых программ поддержки отдельных категорий льготников, социальную рекламу, привлечение спонсорских средств. Также необходимо на государственном уровне заменить понятие «минимальный размер оплаты труда» понятием «стоимость единицы рабочей силы» базой для расчета должен стать прожиточный минимум на территории региона. Я считаю это необходимым условием усовершенствования системы социального обеспечения населения как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.