Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую мы, педагоги, стремимся осуществить в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Мы пользуемся музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей- профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности.. Очень важен приоритет культурных ценностей в музыкальном развитии дошкольников. Взрослые должны критически подходить к отбору репертуара для дошкольников. Это должен быть классический детский репертуар и эстетически ценная современная музыка
Пение – это самый доступный вид музыкальной деятельности для ребенка любого возраста. Вокальное пение развивает голос и слух, стимулирует речевые функции, раскрывает творческий потенциал, избавляет от чувства неуверенности, способствует тренировке и улучшению памяти, развивает артистичность. Кроме того, вокал развивает экономное дыхание, которое благотворно влияет на функции дыхательного аппарата, ведь в процессе пения принимают участие различные группы мышц, которые на занятиях вокалом развиваются, и благодаря этому разрабатываются голосовые связки, снижается утомляемость голосового аппарата, становятся более четкими произношение и дикция. К тому же, в связи с постоянной вентиляцией легких, значительно уменьшается риск заболеваний органов дыхательной системы. Одним не менее важным достоинством пения, помимо того, что оно помогает ребенку расслабиться, избавляет его от усталости, стрессов и облегчает общение, является и то, что с помощью терапии методом вокала можно вылечить заикание.
Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов.
Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма деятельности. Это и самостоятельное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр. Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.