Классификация методов обучения
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый автор приводит обоснования своей классификационной модели. Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый автор приводит обоснования своей классификационной модели.
Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). а) пассивное восприятие слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный); б) активное восприятие работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод. а) пассивное восприятие слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный); б) активное восприятие работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверки знаний, умений и навыков. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверки знаний, умений и навыков.
Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются: а) словесные живое слово учителя, работа с книгой; б) практические изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский.
Классификация, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). представлена следующими методами: а) методы преподавания: информационно сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно- побуждающий, побуждающий; б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). представлена тремя группами методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), - репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), - методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). представлена тремя группами методов: б) методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практическойго контроля и самоконтроля представлена тремя группами методов: б) методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практическойго контроля и самоконтроля
Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении (Л. Клинберг). а) Монологические методы: - лекция; - рассказ; - демонстрация. б) Формы сотрудничества: - индивидуальные; - групповые; - фронтальные; - коллективные. в) Диалогические методы: беседы. а) Монологические методы: - лекция; - рассказ; - демонстрация. б) Формы сотрудничества: - индивидуальные; - групповые; - фронтальные; - коллективные. в) Диалогические методы: беседы.
Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения: а) искусственное (школьное); б) естественное (окказиональное). Этим методам соответствуют два метода обучения: а) преподносящее; б) поисковое.
. Классификация (типология) методов преподавания, В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами: а) методы усвоения знаний, основанные на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: - создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практическойго характера; - метод случайностей (Англия и США) основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого- либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д. а) методы усвоения знаний, основанные на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: - создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практическойго характера; - метод случайностей (Англия и США) основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого- либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.
Классификация (типология) методов преподавания, В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами: - ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения; - банк идей это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей; - микро-преподавание метод творческого обучения сложной практическойй деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента; - дидактические игры использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, деловые игры
Классификация (типология) методов преподавания, В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами: в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: импрессивные методы; экспрессивные методы; практические методы; учебные методы; г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практической-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.
Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций, составляющих целостный педагогический процесс - Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития. - Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. - Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности. - Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.
-Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации -Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения. -Классификация методов обучения по основным этапам обучающие-познавательного процесса (методы этапа восприятия первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения). -Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации -Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения. -Классификация методов обучения по основным этапам обучающие-познавательного процесса (методы этапа восприятия первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения). Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций, составляющих целостный педагогический процесс
Классификация методов Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс это динамичная конструкция. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
Классификация методов Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.