СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки, картины, таблицы, схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы (слайды) и диафильмы, кинофильмы, презентации телепередачи, компьютерные программы и т. д.; загородные базы, географические площадки, специально выделенные на местности полигоны (ландшафты), на которых можно пронаблюдать определенные формы рельефа, водные объекты, растительные и животные сообщества, увидеть и проанализировать антропогенные воздействия на них человека; производственные объекты, объекты природы.
К средствам обучения следует отнести и определенные умения, без которых невозможна практическая деятельность учащихся как на местности, так и в условиях изучения географии в классе. К этим умениям относят умение наблюдать, измерять, зарисовывать объекты, явления и процессы, работать с различными географическими картами, статистическим материалом и т. п., а для этого требуются современные технические средства.
Классическая система средств обучения, разработанная С.Г. Шановаленко Все средства обучения можно представить в виде 4 подсистем.
1. Концепции и идеи обучения, учебный план школы Учебный план по географии, используемый как универсальный. Но он не обязателен для всех школ. Школа сама вправе разработать свой учебный план и включить в него те курсы географии, которые больше отвечают специфике ее профиля. Программа – это ведущий директивный документ, который определяет содержание и качество обучения. Ведущим компонентом является учебник по географии. Он должен отражать содержание и требования программы и отвечать возрастным особенностям учеников. Но при использовании авторских программ возможно использовать многовариантность учебных пособий. Обязательным специфическим для географии является наличие карты, поэтому в схеме средств обучения она занимает центральное место.
2. Вербально-информационные средства обучения учебно-методические пособия для учителей: учебники, книги для учителя, тетради на печатной основе, словари, сборники заданий для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал учебные пособия для учащихся: научная литература, словари, справочники, методические пособия, инструктивные материалы, периодическая печать
3. Наглядные средства обучения натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела животных и птиц, образцы горных пород. средства, воспроизводящие объекты и явления: картины, гербарии, фотографии, кинофильмы, транспаранты для графопроекторов, видео- и звукозаписи и др.
3. Наглядные средства обучения В понимании наглядности следует различать две ступени – конкретную и абстрактную и две формы – созерцательную и практическую.
3. Наглядные средства обучения Средства наглядности выступают как стимуляторы, побуждающие к познанию, развитию интереса, воображения, создающие эмоциональную среду обучения. Познавательная сфера проходит путем: а) осознания или познавательной задачи, б) чувственного познания в сочетании с абстрактным мышлением, в) практического применения усвоенного.
3. Наглядные средства обучения Познавательная сфера проходит путем: а) осознания или познавательной задачи, б) чувственного познания в сочетании с абстрактным мышлением, в) практического применения усвоенного.
4. Технические средства обучения В данном случае это работа с видео- и аудио- средствами, компьютером, калькулятором, приборами и др. техническими средствами.
4. Технические средства обучения Близкими по дидактическим целям и являются: фотографии, экранные пособия – слайды, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы. сегодня наибольшее распространение в практике школы получило использование мультимедийных презентаций.
5. Работа с учебником географии Учебник – главное звено методического комплекса. Наряду с программой он занимает центральное место в целостной системе средств обучения. Следуя программе, учебник должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной учебной работы. др.
5. Работа с учебником географии Учебник становится сценарием процесса, служит основой планирования деятельности учащихся. Для начинающего учителя он выступает ориентиром в подготовке к уроку, в поисках и обработке необходимого дополнительного материала.
5. Работа с учебником географии Материал учебника подразделяется на: текстовые и внетекстовые компоненты. Учебный текст будет подразделяться на: основной (объяснение и изложение основ науки, куда входят понятия, закономерности, теории) пояснительный (описание географических фактов, процессов, явлений, словарь терминов и т. д.) дополнительный
5. Работа с учебником географии Внетекстовые компоненты – это аппарат организации усвоения знаний и умений, система вопросов и заданий, иллюстративный аппарат (карты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы, приложения) аппарат ориентирования (оглавление, сигналы, символы, указатели, рубрикации, шрифты).
6. Работа с географической картой Географические карты бывают стенные настольные общегеографические тематические электронные