Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии
Методика обучения географии – одна из педагогических наук. Главный предмет ее изучения – общественный процесс обучения основам географии с элементами смежных наук, таких как экология, геология, экономика и т. д.
Важнейшие задачи методики обучения географии: 1. Отбор знаний о естественнонаучных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний.
Важнейшие задачи методики обучения географии: 2. Разработка теоретических и методических вопросов методической науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой). 3. Изучение закономерностей развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания.
Проблемы методики преподавания географии: 1. Цели обучения, т. е. зачем учить географии. 2. Каково содержание школьной географии (чему учить) 3. Каковы методы и формы обучения (как учить) 4. Каковы средства обучения географии (с помощью чего учить)
Средства обучения (зависят от выбранных методов обучения.) статистический полевой демографический другие методы.
Методика преподавания географии связана с Дидактикой (раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Дидактика (от греч. «didaktikos» поучающий и «didasko» изучающий) часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.педагогики теория образования обучения закономерности знаний структуру образования Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?» и "зачем учить?", которая образует общую научную основу методики всех учебных предметов.
Методика преподавания географии связана с психологией (знание закономерностей психики помогает найти наиболее эффективные средства и методы обучения и воспитания).
Методы в методике обучения географии Теоретические методы исследования направлены на создание обобщения, установление и формулировку закономерностей изучения явлений и процессов.
Методы в методике обучения географии Выделяются: Системно-структурный подход, который состоит в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Данный подход предполагает определить цели, отбор содержания, методов и средств обучения урока, оценку эффективности урока.
Методы в методике обучения географии Типологический подход – осуществляется группировка изучаемых объектов и явлений, выделяются существенные признаки каждой группы. Он находит применение при исследовании всех проблем методической науки.
Методы в методике обучения географии Математические методы исследования – не ограничиваются проведением расчетов. Главная их функция – выявление и объяснение сложных взаимосвязей и закономерностей педагогических явлений.
Методы в методике обучения географии Исследовательский метод – все исследуемые явления рассматриваются в развитии и изменении во времени. Этот метод помогает привлекать данные историко- методических исследований при изучении проблем современной методики обучения географии.
Методы в методике обучения географии Метод моделирования – состоит в том, что в простой и доступной форме объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом. Пример – модель земного шара.
Эмпирические методы исследования делятся на: 1) изучение практики; 2) педагогический эксперимент. Эмпирические методы исследования тесно связаны с практикой школы. Обычно применяется несколько методов, доля каждого зависит от задач исследования.
При использовании эмпирических методов необходимо: усвоить цель изучения практики школы, составить план этого изучения, подготовить проверочные работы, разработать схему наблюдения на уроке, составить схему для учащихся и учителей и т. д.
Педагогический эксперимент подразделяется на естественный лабораторный
Педагогический эксперимент используют, чтобы определить: доступен ли для учащихся тот или иной учебный материал, который исследователь считает нужным включить в содержание курса, эффективны ли новые способы изучения вопросов школьной географии, новые наглядные пособия и их состояние.
Педагогический эксперимент Первое условие эксперимента – продуманная гипотеза или научное предложение, которое надо доказать. Оно включает: 1) знания и умения, которые должны быть усвоены; 2) наиболее рациональные методы, формы и средства обучения. Второе условие эффективности эксперимента – создание учебно-методических материалов (учебных текстов, вопросов и заданий для учащихся, раздаточного дидактического материала), с помощью которых ведется обучение.
Изучение практики подразделяется на: 1) наблюдение процесса обучения; 2) анкетирование учителей, учащихся, родителей; 3) изучение школьной документации; 4) письменные проверочные работы; 5) рейтинг или метод экспертов Экспертное оценивание (процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов).. Экспертное оценивание
технология обучения В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается, как системный метод образования, применение и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, который ставит своим заданием оптимизацию форм образования.
Одной из современных методик преподавания в последнее время является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.