ЖИЗНЬ РУССКОГО СЛОВА БРЮЗГА Выполнила: Урпешева Алина, ученица 11 Б класса Руководитель: Лыженкова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская работа по русскому языку «Жизнь исконно русского слова ПЕТУХ» Выполнила: Нуриева Камила, ученица 11 Б класса Руководитель: Лыженкова.
Advertisements

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом,
Наука риторика. Слово Слова умеют плакать, смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.
ЮНЫЙ КОРРЕКТОР Цель: в форме деловой игры вырабатывать у школьников орфографисескую и пунктуационную зоркость, совершенствовать номы литературной речи,
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Урок русского языка в 5 классе Раздел «ЛЕКСИКА» Тема: Лексика. Лексическое значение слова. Учитель русского языка и литературы Каминскене Людмила Владимировна,
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Я спокоен и уверен в себе. У меня всё получится.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ 4 класс учитель: Масленникова Е.Н.
Научно-исследовательская работа на тему: Использование англицизмов в русском языке обучающимися СОШ 7 г. Городца Выполнила: Веселова Анастасия, ученица 7 класса.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
Путь к слову Презентация. РРТ Презентация к уроку развития речи учителя начальных классов МБОУ СОШ 14 г.Александрова Тузковой Ж.В. Идентификационный
Урок деловая игра "Юный корректор" Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом,
Зачем человеку «подвешенный язык»? Роль пословиц в восприятии образа человека Предметное направление: гуманитарное Иванчикова София Научный руководитель:
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
ИМЯ ОЛЬГА Проектная работа на тему: Выполнила ученица 3-б класса Жуликова Ольга Руководитель Юшанова Елена Владимировна Муниципальное общеобразовательное.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Транксрипт:

ЖИЗНЬ РУССКОГО СЛОВА БРЮЗГА Выполнила: Урпешева Алина, ученица 11 Б класса Руководитель: Лыженкова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Чем богат русский язык ? Чем богат русский язык ?

Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский

Тема исследования « Жизнь русского слова БРЮЗГА»

Предмет исследования -слово брюзга Объект исследования – значения слова брюзга Цель работы: проследить жизненный путь слова брюзга и создать собственное произведение об этом удивительном слове. Актуальность-жизнь слова в современной речи

Брюзга, брюзгливый в значении (о человеке) – 1.Ворчун. Постоянно недовольный, надоедливо- ворчливый. 2. Брюзжать - надоедливо ворчать, беспрестанно выражать недовольство Словари объясняют…

Из словаря В.И.Даля Из словаря В.И.Даля 2.Брюзгнуть, значит брюхнуть - киснуть, разбухать в воде. Овёс брюхнет в кадке с водой. 1.Брюзжать – значит брюзгнуть, брюкнуть, то есть пухнуть болезненною полнотою. Например, «От вина брюзгнут. Спился и обрюзг»

Слова брюзга, брюзгливый, брюзжать не имеют эпитетов, переносного значения, имеет всего два значения.

Опрос детей и взрослых 1.Знаете вы ли значение исконно – русских слов брюзга, брюзгливый, брюзжать? 2.Встречали ли эти слова в художественной литературе и в СМИ? 3. Нужно ли употреблять эти слова в нашей речи? Цель опроса – выяснить, какое место занимают слова брюзга, брюзгливый, брюзжать в речи современников.

3.«Нужно употреблять эти слова в речи, так как это исконно - русские слова», - ответили учителя и взрослые. «Эти слова неблагозвучные, они не нужны в речи», - ответило 60% учащихся. 24% посоветовали « нужно заменить синонимами», 16% согласились, что забытым словам нужно отдать дань уважения и возродить их в речи. Они так точно могут выразить состояние человека. Результаты опроса Всего опрошено - 56 человек (46 детей и 10 взрослых). 1.Из 46 учащихся были знакомы с этими словами -17, предполагают, что они означают (ответы не совсем верные) – 17, не знают -13. Взрослые знают значение этих слов. 2.Встречали в СМИ – взрослые - «часто», школьники – «не встречали», «не обращали внимания», «если и встречали, то пропускали непонятное слово», путали со словом «брезгливый». Встречали в художественной литературе – Школьники «встречали, но значения не знаем», «знаю» - 17, « не знаем» - 29.

В СМИ слова брюзга, брюзгливый, брюзжать используются журналистами только для иронии и критики.

Выводы: Слово брюзга было литературно-разговорным. В нем различались два значения, так же как и теперь. Слова брюзга, брюзгливый, брюзжать встречаются в художественной литературе 17 – 20 веков, но очень редко. Нет во фразеологических словарях этих слов. Слово брюзга не имеет эпитетов, переносного значения. в СМИ эти слова используются журналистами только для иронии и критики. Слова брюзга, брюзгливый, брюзжать вышли из активного словаря людей и заменились более благозвучными. Слова брюзга, брюзгливый, брюзжать устарели и потеряли свою актуальность в словоупотреблении из-за неблагозвучия, но сохранились в СМИ за заключённую в ней иронию, точность в описании явления, действия, характера человека.

Поговорим о слове БРЮЗГА Результат проектной работы – книга о слове БРЮЗГА

Чему я научился в проекте? Пользоваться лингвистическими и энциклопедическими словарями; самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной; исследовать слово с научной точки зрения; систематизировать исследуемый материал; составлять отчёт с исследованием в виде доклада, презентации и книги; работать в сети Интернет, отбирать нужную информацию; быстро и удобно; рассуждать, поэтому и сочинение писать могу на «отлично»; более грамотно составлять презентацию и соединять с докладом; выступать на конференции, отвечать на вопросы. Я увидел, что каждое слово имеет свою жизнь, историческую и настоящую. Слова похожи на людей. Это открытие я сделал на проекте. Обязательно летом составлю книгу со словом МАМА.

Спасибо за внимание!