Образовательные технологии
термины «педагогические технологии», «образовательные технологии» «технологии в обучении»
технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определенной темы, раздела каждого предмета
технология обучения В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.ЮНЕСКОпедагогике Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
технология обучения Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по - разному организованных процессов обучения. Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Предметно ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Технология полного усвоения (по материалам М. С. Кларина) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко Технология концентрированного обучения
Личностно ориентированные технологии обучения Технология обучения как учебного исследования Технология педагогических мастерских Технология коллективной мыследеятельности (КМД) Технология эвристического обучения
технология обучения В дидактике выделяют три основные группы технологий: 1. технология объяснительно - иллюстрированного обучения 2. технология личностно – ориентированного обучения, 3. технология развивающего обучения
Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.
Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)
Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Наиболее известные технологии описаны профессором И. В. Душной. Применяются в интегрированном обучении предметов естественного цикла. Технология дифференцированного обучения При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
Технология дифференцированного обучения При формировании групп учитывается: личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, степень обучаемости, интерес к изучению предмета, интерес к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология формирования приемов учебной работы Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего – либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.
Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.
Технология учебно-игровой деятельности Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Технология коммуникативно- диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Модульная технология Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации, разъясняет способы овладения этой информацией, приводит образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности Технология организации исследовательской деятельности. Проекты бывают: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Типы и формы интегрированных уроков Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей Тип урока: урок формирования новых знаний. Уроки формирования новых знаний конструируется в формах: -урок лекция -урок путешествие -урок экспедиция -урок исследование -урок инсценировка -урок конференция -урок экскурсия -мультимедиа – урок -проблемный урок
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока: формирование знаний – организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи: -образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и т.д. -воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и т.д. -развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и т.д.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить учеников знаниями и строиться, в основном, на объяснительно – иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Используются групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная формы работы с учащимися. Создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. семинар, заключительная конференция, заключительная экскурсия.
Тип урока 2.2. Урок получения новых знаний Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: -урок – практикум -урок – сочинение -урок – диалог -урок деловая или ролевая игра -комбинированный урок -урок – путешествие -урок – экспедиция -урок с мультимедийным сопровождением
2.2. Урок получения новых знаний Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.
2.2. Урок получения новых знаний Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно – групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.
2.2. Урок получения новых знаний Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
2.2. Урок получения новых знаний Задачи: -образовательные: ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания о -воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природа – и культура охранного, экологического сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения. -развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии.
2.2. Урок получения новых знаний Задачи: Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Консультация урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной или индивидуализировано – групповой форме обучения. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях.
Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым репродуктивным методам. Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике. Основные формы обучения данного типа: -ролевые и деловые игры -практикумы -уроки защиты проектов -путешествие -экспедиции и так далее
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.
Тип урока: применение знаний на практике. На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Тип урока: применение знаний на практике. Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики составляют характеристику природного комплекса. Изучая вопросы конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на экономические законы, составляют схемы экономического развития своей области и так далее.
Тип урока: применение знаний на практике. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Тип урока: применение знаний на практике. Цель данного урока – применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: применение знаний на практике. Задачи: -образовательные: научить применять полученные знания на практике. -воспитательные: вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения. -развивающие: совершенствовать умение работать с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщение и тому подобное, развивать творческие способности, умение выступать и защищать свою точку зрения, развивать коммуникационные навыки в группах, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Тип урока: применение знаний на практике. строится на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формирование гуманных качеств личности. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления. Мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. Формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Формы данного урока: -повторительно – обобщающий урок -диспут -игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина) -театрализованный урок (урок – суд) -урок совершенствование -заключительная конференция -урок – консультация -урок анализа контрольных работ -урок беседа -обзорная лекция -обзорная конференция
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Структура урока строится на сочетании этапов. Этапы: организационный, постановки цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулировка видов, определение и разъяснение домашнего задания...