Нормативно-законодательное обеспечение экологического менеджмента и аудита
Управление природопользованием и охраной окружающей среды Управление природопользованием и охраной окружающей среды это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую, сбалансированную, благоприятную окружающую среду
Система органов управления окружающей средой - совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место и связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление своих основных управленческих функций.
Формы и функции управления окружающей средой – это юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты.
Механизм управления окружающей средой и рациональным природопользованием, устанавливает и регулирует: Механизм управления окружающей средой и рациональным природопользованием, устанавливает и регулирует: экологическое нормирование; государственную экологическую экспертизу; экологический контроль; оценку воздействия на окружающую среду; мониторинг окружающей среды; лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду; экономику природопользования экологическую сертификацию;
Объектами экологической сертификации в настоящее время являются: Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии Экологическая сертификация услуг в области охраны окружающей среды проводится на соответствие требованиям СТБ Вопросы экологической сертификации регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от XII и техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к порядку проведения сертификации различных объектов оценки соответствии.
Порядок разработки стандартов Стадия 1: Стадия предложения Стадия 2: Подготовительная стадия Стадия 3: Стадия комитета Стадия 4: Стадия вопросов Стадия 5: Стадия одобрения Стадия 6: Стадия публикации
Порядок разработки стандартов Пересмотр стандартов Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.
ТРАДИЦИОННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Обязательная деятельность, определяемая требованиями законодательства (государственного экологического контроля) Инициативная и добровольная в своей основе деятельность, определяемая решениями руководства предприятия и во многом дополнительная к требованиям законодательства
Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента
разработаны и разрабатываются следующие документы: Принципы экологического менеджмента Принят ISO Системы экологического менеджмента (EMS) - спецификации и руководство по использованию + ISO EMS - Общие руководство по принципам, системам и методам + ISO Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента - Стандарты, ориентированные на продукцию Инструменты экологического контроля и оценки
Законодательную и нормативно-правовую основу для проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь дают Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» «О техническом нормировании и стандартизации» «О техническом нормировании и стандартизации» «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах: обязательности применения технических регламентов; доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц; приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов; использования современных достижений науки и техники; обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов; добровольного применения государственных стандартов.
система нормирования в области охраны окружающей среды и природопользования: -нормирование изъятия природных ресурсов; -нормирование сбросов загрязняющих веществ; -нормирование выбросов загрязняющих веществ; -нормирование физических воздействий на окружающую среду; -нормирование образования отходов и обращение с ними. -нормирование изъятия природных ресурсов; -нормирование сбросов загрязняющих веществ; -нормирование выбросов загрязняющих веществ; -нормирование физических воздействий на окружающую среду; -нормирование образования отходов и обращение с ними.
Международные НПА, участницей которых является Республика Беларусь Конвенция о биологическом разнообразии ( Постановление СМ Республики Беларусь 2358 –XII) Картахенский Протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию (Закон Республики Беларусь 97-3 о присоединении ) Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) ( – Постановление Верховного Совета Республики Беларусь о присоединении XII)
Материалы семинаров студентов III курса специализации «Геоэкологический менеджмент»
Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами -принцип приоритета использования отходов в качестве вторичного сырья по отношению к обезвреживанию и захоронению отходов; -принцип приоритета обезвреживания отходов по отношению к их захоронению; -принцип нормирования образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
Нормативные правовые акты, регулирующие обращение с отходами 1. ГОСТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. 2. РД РБ Организация работ по обращению с отходами производства. Основные положения. 3. РД РБ –2002 Методика отбора проб отходов. 4. РД РБ Система управления окружающей средой. Основные положения. 5. Технологическая инструкция по обращению с промышленными отходами. 6. Закон РБ от г. N «Об обращении с отходами». 7. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Об утверждении формы специального документа для сопровождения перевозки отходов» от 8 октября 2001 г Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Об утверждении правил ведения учета отходов» от 26 ноября 2001 г Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Об утверждении правил разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства» от 28 ноября 2001 г Постановление Министерства экономики РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ, Министерства промышленности РБ «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов» от 15 июня 2006 г. 98/12/10.
Международный символ вторичной переработки лента Мёбиуса.
Сбор компьютеров для переработки в США
Контейнеры для батареек в ТЦ «СТОЛИЦА»
Магазины, в которых установлены урны для сбора батареек * Торговый центр Столица (пл.Независимости); * ЦУМ (пр.Независимости, 54); * ГУМ (пр.Независимости, 21; ул.Ленина, 8); * Торговый дом На Немиге (ул.Немига, 8); * Универмаг Беларусь (ул.Жилуновича, 4; ул.Московская, 1/2); * Торговый центр Партизанский (подземный город перед универмагом Беларусь); * Гипермаркет ГИППО (ул.Рокоссовского,2); * Радзивилловский (ул.Л.Украинки, 22; пл.Независимости); * Техника в быту (ул.Кальварийская, 2); * Горизонт (ул.Куйбышева, 35); * Сеть магазинов Электросила (ул.Красная, 22; ул.Притыцкого, 101; ул.Уманская, 54; ТРЦ Экспобел).
Основные нормативные документы, регулирующие отношения в области водоснабжения и водоотведения Водный Кодекс Республики Беларусь (1998 г.) Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» от 24 июня 1999 г. N 271-З Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами» /экологический налог/ от г. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь. Утверждена приказом Минжилкомхоза РБ 128 от г. Ведомственные и межведомственные нормативные документы
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА системный аудит – исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности; системный аудит – исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности; аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды; аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды; контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний; контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний; аудит влияния производственного процесса на здоровье человека – исследование условий работы персонала на предприятии с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.; аудит влияния производственного процесса на здоровье человека – исследование условий работы персонала на предприятии с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.; аудит продукции – с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных на них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов); аудит продукции – с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных на них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов); аудит качества продуктов – анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта – его соответствии действительным экологическим качествам. При этом задействуется различная информация, полученная от потребителей (жалобы, нарекания и т.п.); аудит качества продуктов – анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта – его соответствии действительным экологическим качествам. При этом задействуется различная информация, полученная от потребителей (жалобы, нарекания и т.п.); аудит выбросов. аудит выбросов.
По состоянию на 1 января 2011 года 258 организаций Республики Беларусь имеют экологический сертификат соответствия. По состоянию на 1 января 2011 года 258 организаций Республики Беларусь имеют экологический сертификат соответствия.
К числу сертифицированных предприятий относятся: ОАО «Нафтан», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ГПО «Белоруснефть», ОАО «МАЗ», ОАО «Лакокраска», ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов», ОАО «Витебские ковры», Агрокомбинат «Снов», УП "Минскводоканал", К числу сертифицированных предприятий относятся: ОАО «Нафтан», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ГПО «Белоруснефть», ОАО «МАЗ», ОАО «Лакокраска», ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов», ОАО «Витебские ковры», Агрокомбинат «Снов», УП "Минскводоканал", РУП "Белоруснефть- Брестоблнефтепродукт" и др.