Нормативно-законодательное обеспечение геоэкологического менеджмента и аудита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Advertisements

Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Правовое регулирование экологической безопасности.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2007 г. N 271-З ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Сертификация товаров. При резком возрастании импорта возникла необходимость создания четкой системы сертификации, т.е. определение качества продукции,
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Что такое сертификация?. 2 Сертифика́ция (лат. sertifico удостоверяю) Подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Правовые основы охраны атмосферы.
ТЕМА 4: «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УкрСЕПРО»
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Транксрипт:

Нормативно-законодательное обеспечение экологического менеджмента и аудита

Управление природопользованием и охраной окружающей среды Управление природопользованием и охраной окружающей среды это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую, сбалансированную, благоприятную окружающую среду

Система органов управления окружающей средой - совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место и связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление своих основных управленческих функций.

Формы и функции управления окружающей средой – это юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты.

Механизм управления окружающей средой и рациональным природопользованием, устанавливает и регулирует: Механизм управления окружающей средой и рациональным природопользованием, устанавливает и регулирует: экологическое нормирование; государственную экологическую экспертизу; экологический контроль; оценку воздействия на окружающую среду; мониторинг окружающей среды; лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду; экономику природопользования экологическую сертификацию;

Объектами экологической сертификации в настоящее время являются: Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии Экологическая сертификация услуг в области охраны окружающей среды проводится на соответствие требованиям СТБ Вопросы экологической сертификации регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от XII и техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к порядку проведения сертификации различных объектов оценки соответствии.

Порядок разработки стандартов Стадия 1: Стадия предложения Стадия 2: Подготовительная стадия Стадия 3: Стадия комитета Стадия 4: Стадия вопросов Стадия 5: Стадия одобрения Стадия 6: Стадия публикации

Порядок разработки стандартов Пересмотр стандартов Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

ТРАДИЦИОННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Обязательная деятельность, определяемая требованиями законодательства (государственного экологического контроля) Инициативная и добровольная в своей основе деятельность, определяемая решениями руководства предприятия и во многом дополнительная к требованиям законодательства

Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента

разработаны и разрабатываются следующие документы: Принципы экологического менеджмента Принят ISO Системы экологического менеджмента (EMS) - спецификации и руководство по использованию + ISO EMS - Общие руководство по принципам, системам и методам + ISO Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента - Стандарты, ориентированные на продукцию Инструменты экологического контроля и оценки

Законодательную и нормативно-правовую основу для проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь дают Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» «О техническом нормировании и стандартизации» «О техническом нормировании и стандартизации» «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах: обязательности применения технических регламентов; доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц; приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов; использования современных достижений науки и техники; обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов; добровольного применения государственных стандартов.

система нормирования в области охраны окружающей среды и природопользования: -нормирование изъятия природных ресурсов; -нормирование сбросов загрязняющих веществ; -нормирование выбросов загрязняющих веществ; -нормирование физических воздействий на окружающую среду; -нормирование образования отходов и обращение с ними. -нормирование изъятия природных ресурсов; -нормирование сбросов загрязняющих веществ; -нормирование выбросов загрязняющих веществ; -нормирование физических воздействий на окружающую среду; -нормирование образования отходов и обращение с ними.

Международные НПА, участницей которых является Республика Беларусь Конвенция о биологическом разнообразии ( Постановление СМ Республики Беларусь 2358 –XII) Картахенский Протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию (Закон Республики Беларусь 97-3 о присоединении ) Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) ( – Постановление Верховного Совета Республики Беларусь о присоединении XII)

Материалы семинаров студентов III курса специализации «Геоэкологический менеджмент»

Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами -принцип приоритета использования отходов в качестве вторичного сырья по отношению к обезвреживанию и захоронению отходов; -принцип приоритета обезвреживания отходов по отношению к их захоронению; -принцип нормирования образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.

Нормативные правовые акты, регулирующие обращение с отходами 1. ГОСТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. 2. РД РБ Организация работ по обращению с отходами производства. Основные положения. 3. РД РБ –2002 Методика отбора проб отходов. 4. РД РБ Система управления окружающей средой. Основные положения. 5. Технологическая инструкция по обращению с промышленными отходами. 6. Закон РБ от г. N «Об обращении с отходами». 7. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Об утверждении формы специального документа для сопровождения перевозки отходов» от 8 октября 2001 г Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Об утверждении правил ведения учета отходов» от 26 ноября 2001 г Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ «Об утверждении правил разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства» от 28 ноября 2001 г Постановление Министерства экономики РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ, Министерства промышленности РБ «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов» от 15 июня 2006 г. 98/12/10.

Международный символ вторичной переработки лента Мёбиуса.

Сбор компьютеров для переработки в США

Контейнеры для батареек в ТЦ «СТОЛИЦА»

Магазины, в которых установлены урны для сбора батареек * Торговый центр Столица (пл.Независимости); * ЦУМ (пр.Независимости, 54); * ГУМ (пр.Независимости, 21; ул.Ленина, 8); * Торговый дом На Немиге (ул.Немига, 8); * Универмаг Беларусь (ул.Жилуновича, 4; ул.Московская, 1/2); * Торговый центр Партизанский (подземный город перед универмагом Беларусь); * Гипермаркет ГИППО (ул.Рокоссовского,2); * Радзивилловский (ул.Л.Украинки, 22; пл.Независимости); * Техника в быту (ул.Кальварийская, 2); * Горизонт (ул.Куйбышева, 35); * Сеть магазинов Электросила (ул.Красная, 22; ул.Притыцкого, 101; ул.Уманская, 54; ТРЦ Экспобел).

Основные нормативные документы, регулирующие отношения в области водоснабжения и водоотведения Водный Кодекс Республики Беларусь (1998 г.) Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» от 24 июня 1999 г. N 271-З Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами» /экологический налог/ от г. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь. Утверждена приказом Минжилкомхоза РБ 128 от г. Ведомственные и межведомственные нормативные документы

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА системный аудит – исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности; системный аудит – исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности; аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды; аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды; контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний; контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний; аудит влияния производственного процесса на здоровье человека – исследование условий работы персонала на предприятии с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.; аудит влияния производственного процесса на здоровье человека – исследование условий работы персонала на предприятии с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.; аудит продукции – с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных на них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов); аудит продукции – с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных на них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов); аудит качества продуктов – анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта – его соответствии действительным экологическим качествам. При этом задействуется различная информация, полученная от потребителей (жалобы, нарекания и т.п.); аудит качества продуктов – анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта – его соответствии действительным экологическим качествам. При этом задействуется различная информация, полученная от потребителей (жалобы, нарекания и т.п.); аудит выбросов. аудит выбросов.

По состоянию на 1 января 2011 года 258 организаций Республики Беларусь имеют экологический сертификат соответствия. По состоянию на 1 января 2011 года 258 организаций Республики Беларусь имеют экологический сертификат соответствия.

К числу сертифицированных предприятий относятся: ОАО «Нафтан», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ГПО «Белоруснефть», ОАО «МАЗ», ОАО «Лакокраска», ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов», ОАО «Витебские ковры», Агрокомбинат «Снов», УП "Минскводоканал", К числу сертифицированных предприятий относятся: ОАО «Нафтан», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ГПО «Белоруснефть», ОАО «МАЗ», ОАО «Лакокраска», ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов», ОАО «Витебские ковры», Агрокомбинат «Снов», УП "Минскводоканал", РУП "Белоруснефть- Брестоблнефтепродукт" и др.