УРОК ГЕОГРАФИИ
Тенденции развития современного урока географии Урок – это основная форма учебного процесса, которая проводится по заранее составленному расписанию с определенным контингентом учеников одного возраста. Урок – это основная форма учебного процесса, которая проводится по заранее составленному расписанию с определенным контингентом учеников одного возраста.
урок имеет следующие характеристики 1. Направлен на формирование личности ученика. 2. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант. 3. Осуществляется сотрудничество между учителем и учащимся, большое внимание к мотивации, деятельности школьников.
урок имеет следующие характеристики Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, закрепление и проверка уровня знаний и умений). Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, закрепление и проверка уровня знаний и умений). В результате происходит как бы слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса.
урок имеет следующие характеристики Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы, организуется коллективная учебная деятельность.
урок имеет следующие характеристики Межпредметные уроки, проводимые двумя-тремя учителями разных учебных предметов. Методы обучения (например, исследовательский, проблемное изложение) и организационные формы (коллективные).
Урок тесно связан с такими формами организации обучения как экскурсии, полевые практики, работа на экологической тропе в заповедниках и др. как экскурсии, полевые практики, работа на экологической тропе в заповедниках и др. урок-семинар, урок-зачет, урок- игра, урок-конференция и др.
Характерна передача учащимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы.
Подготовка к уроку географии и планирование учебной работы включает: 1. Составление тематического и поурочного плана. Он предполагает выделение системы уроков по теме, взаимосвязанных целей, содержания обучения, организации познавательной деятельности школьников.
В подготовку урока входит тематическое планирование: 1. Тема, учебно-воспитательные задачи урока. 2. Календарные сроки. 3. Понятия, связи, закономерности. 4. Факты. 5. Проблемы. 6. Опорные знания и умения. 7. Самостоятельные и практические работы. 8. Оборудование. 9. Формы учебной работы.
Поурочные планы разрабатываются на основе тематических, в них подробно раскрываются цели, содержание, методы, формы обучения. разрабатываются на основе тематических, в них подробно раскрываются цели, содержание, методы, формы обучения. Тетрадь делится при этом на 3 части: Тетрадь делится при этом на 3 части: I. Ход урока. I. Ход урока. II. Деятельность учителя. II. Деятельность учителя. III. Деятельность учащихся. III. Деятельность учащихся.
Цель урока это заранее запланированный конечный результат в образовании, развитии и воспитании учащихся. это заранее запланированный конечный результат в образовании, развитии и воспитании учащихся. Оценка эффективности исходит из поставленных целей, в которые заложен результат. Оценка эффективности исходит из поставленных целей, в которые заложен результат.
Разработка структуры урока Модели структуры урока географии по смысловым блокам: Модели структуры урока географии по смысловым блокам: а) на основе пунктов типового плана характеристик компонентов природы ПТК, отрасли народного хозяйства, районы; б) структура определяется логикой решения проблемы; в) структура определяется логикой приема сравнения.
Разработка структуры урока Структура урока может быть разнообразной, но очень четкой. Структура урока может быть разнообразной, но очень четкой. Структурирование урока по смысловым блокам с постановкой познавательных задач позволяет соединить содержательную и процессуальную стороны учебного процесса, обеспечить единство деятельности учителя и учащихся на уроке. Структурирование урока по смысловым блокам с постановкой познавательных задач позволяет соединить содержательную и процессуальную стороны учебного процесса, обеспечить единство деятельности учителя и учащихся на уроке.
модели структуры урока географии по смысловым блокам: а) на основе пунктов типового плана характеристик компонентов природы ПТК, отрасли народного хозяйства, районы; б) структура определяется логикой решения проблемы; в) структура определяется логикой приема сравнения.
схема последовательных действий учителя а) формулировка целей урока; б) выбор модели структуры урока; в) выделение смысловых блоков; г) формулировка познавательных задач к каждому блоку; д) планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче,т. е. отбор методов и форм организации обучения; е) анализ хода урока ( ведет ли он к достижению выдвинутых целей, внесение необходимых корректив). Основу содержания урока составляет материал учебника.
отбор методов обучения 1. Какой учебный материал будет дан в готовом виде, а какой изучен школьниками самостоятельно. 2. В каких видах будут использованы типовые самостоятельные работы, а в каких – проблемные или творческие. 3. Соответствуют ли отобранные методы обучения возрастным особенностям учащихся.
отбор методов обучения а) цели урока; а) цели урока; б) содержание урока; б) содержание урока; в) подготовка учеников; в) подготовка учеников; г) возрастные особенности учащихся; г) возрастные особенности учащихся; д) наличие средств обучения. д) наличие средств обучения.
отбор методов обучения Планируя работу с разными средствами обучения географии, надо ответить на следующие вопросы: 1. В составе каких методов планируется использование каждого из средств обучения? 2. Какая познавательная деятельность учащихся – репродуктивная или творческая – будет организована с их помощью? 3. Служат ли средства обучения на уроке источником новых знаний или их функция организуется иллюстрацией изложенного учителем? 4. Оценка качества урока
методы, позволяющие оценить результативность урока Наблюдение Наблюдение Собеседование и изучение учащихся Собеседование и изучение учащихся Необходимо оценивать урок в два этапа – как он был подготовлен и как реально прошел Необходимо оценивать урок в два этапа – как он был подготовлен и как реально прошел При сопоставлении того, как урок был подготовлен и как он был проведен, выясняются педагогические и методические проблемы и типичные затруднения учителя
В оценку качества урока входят 2 составляющих: 1. Цели и их реализация в структуре и содержании урока, научный уровень, наличие или отсутствие четкой структуры; запланированная организация познавательной учебной деятельности; соотношение репродуктивной и творческой деятельности; соответствует ли урок современным требованиям.
В оценку качества урока входят 2 составляющих: 2. Достигнуты ли образовательные, воспитательные и развивающие цели, отношение учащихся к уроку, взаимоотношение с учителем и друг с другом, удалось ли обеспечить усвоение содержания урока, положительные и отрицательные моменты в организации познавательной учебной деятельности учащихся, выяснение причин и недостатков в уроке и др. 2. Достигнуты ли образовательные, воспитательные и развивающие цели, отношение учащихся к уроку, взаимоотношение с учителем и друг с другом, удалось ли обеспечить усвоение содержания урока, положительные и отрицательные моменты в организации познавательной учебной деятельности учащихся, выяснение причин и недостатков в уроке и др.
Типы и формы интегрированных уроков Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний. конструируется в формах: -урок лекция -урок лекция -урок путешествие -урок путешествие -урок экспедиция -урок экспедиция -урок исследование -урок исследование -урок инсценировка -урок инсценировка -урок конференция -урок конференция -урок экскурсия -урок экскурсия -мультимедиа – урок -мультимедиа – урок -проблемный урок -проблемный урок
Структура урока сочетает этапы: организационный, организационный, постановка цели, постановка цели, актуализация знаний, актуализация знаний, введение знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению. определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Задачи: -образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и т.д. познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и т.д.
Задачи: воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и т.д. воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и т.д.
Задачи: - развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и т.д. продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и т.д.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля. Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства обучения и контроля.
Используются групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная формы работы с учащимися. Используются групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная формы работы с учащимися. Создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, для полного развития личности учащегося. Создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. уроки формирования нового проблемного видения. семинар, заключительная конференция, заключительная экскурсия. семинар, заключительная конференция, заключительная экскурсия.
Урок получения новых знаний Структура урока включает этапы: организационный, организационный, постановка цели, постановка цели, проверки домашнего знания и актуализация знаний, проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания. определение домашнего задания.
Урок получения новых знаний Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На этом этапе применяется деференцированно – групповая форма обучения. На этом этапе применяется деференцированно – групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.
2.2. Урок получения новых знаний Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой. Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Урок получения новых знаний Задачи: - образовательные: ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания о ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания о
-воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо – и культуроохранного, экологического сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения. Урок получения новых знаний Задачи:
-развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Урок получения новых знаний Задачи:
Урок получения новых знаний Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: урок – практикум урок – практикум урок – сочинение урок – сочинение урок – диалог урок – диалог урок деловая или ролевая игра урок деловая или ролевая игра комбинированный урок комбинированный урок урок – путешествие урок – путешествие урок – экспедиция урок – экспедиция урок с мультимедийным сопровождением урок с мультимедийным сопровождением
Урок получения новых знаний Задачи: Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью.
Урок получения новых знаний Задачи: Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.
Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях.
Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым репродуктивным методам. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность. Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике. Основные формы обучения данного типа: Основные формы обучения данного типа: -ролевые и деловые игры -ролевые и деловые игры -практикумы -практикумы -уроки защиты проектов -уроки защиты проектов -путешествие -путешествие -экспедиции и так далее -экспедиции и так далее
Структура урока подразумевает этапы: организационный, организационный, постановка цели, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. определение домашнего задания.
Тип урока: применение знаний на практике. На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью.
Тип урока: применение знаний на практике. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Тип урока: применение знаний на практике. Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики составляют характеристику природного комплекса. Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики составляют характеристику природного комплекса.
Тип урока: применение знаний на практике. Изучая вопросы конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на экономические законы, составляют схемы экономического развития своей области и так далее. Изучая вопросы конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на экономические законы, составляют схемы экономического развития своей области и так далее.
Тип урока: применение знаний на практике. Предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей. Предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Тип урока: применение знаний на практике. Цель данного урока – применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, Цель данного урока – применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картой, закрепить умения и навыки работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения. научить отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: применение знаний на практике. Задачи: образовательные: образовательные: научить применять полученные знания на практике. научить применять полученные знания на практике. воспитательные: воспитательные: вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения. вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения.
Тип урока: применение знаний на практике. Задачи: - развивающие: совершенствовать умение работать с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщение и тому подобное, развивать творческие способности, умение выступать и защищать свою точку зрения, развивать коммуникационные навыки в группах, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Тип урока: применение знаний на практике. строится на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. строится на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формирование гуманных качеств личности. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формирование гуманных качеств личности.
Тип урока: применение знаний на практике. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления. Мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. Мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. Формируются научные взгляды, целостное мировоззрение. Формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Формы данного урока: повторительно – обобщающий урок повторительно – обобщающий урок диспут диспут игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина) игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина) театрализованный урок (урок – суд) театрализованный урок (урок – суд) урок совершенствование урок совершенствование заключительная конференция заключительная конференция урок – консультация урок – консультация урок анализа контрольных работ урок анализа контрольных работ урок беседа урок беседа обзорная лекция обзорная лекция обзорная конференция обзорная конференция
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Структура урока строится на сочетании этапов. Этапы: организационный, организационный, постановки цели, постановки цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулировка видов, подведение итогов и формулировка видов, определение и разъяснение домашнего задания... определение и разъяснение домашнего задания...