ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ
Программа – это государственный документ, определяющий содержание и логику образования. Утверждается Министерством образования и обязательна для выполнения во всех общеобразовательных школах страны.
Школьный курс географии имеет линейно-ступенчатое построение, которое характеризуется постепенным усложнением знаний по годам обучения и отсутствием педагогически неоправданных повторов при изучении разных курсов.
Школьный курс географии На каждой ступени обучения новый учебный материал возрастающей степени сложности раскрывается на базе уже усвоенных школьниками знаний, что обеспечивает преемственность и посильное для учащихся увеличение трудности при усвоении учебного материала.
курсы географии В общеобразовательных школах РБ принята следующая последовательность изучения отдельных курсов географии: VI -VII классы – Начальный курс географии VIII-IX классы – География материков и стран X класс – География Беларуси XI класс – Общая география
«Начальный курс географии» (6-й класс) представление о Земле как об общем доме всего человечества, о географических объектах земной поверхности (физико- географических, и экономико- географических).
«Начальный курс географии» (6-й класс) На первых уроках географии – география как науки о природе, населении и хозяйстве отдельных стран, регионов, Земли в целом, характеристика этапов развития географии на протяжении нескольких веков, значение этой науки в современных условиях.
«Начальный курс географии» (6-й класс) тема «Карта – второй язык географии» содержит материал о географической карте, о видах карт, их отличии по масштабу, содержании, площади отображаемой территории, назначении, а также о роли карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
«Начальный курс географии» (6-й класс) Характеристика земной поверхности, форм рельефа, климата, почв, разнообразии растительного и животного мира. Природные условия и ресурсы, а также их виды рассматриваются как основа производства и жизнедеятельности человека. Подчеркивается, что производство представляет собой основную форму взаимодействия человека и природы.
«Начальный курс географии» (6-й класс) Первые знания о различных отраслях производства: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, непроизводственной сфере, типах стран в зависимости от уровня развития хозяйства. Тема об изменении окружающей природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Заключительная тема начального курса географии -«Изменение природы в результате хозяйственной деятельности населения».
География материков и стран - единый целостный курс, изучаемый на протяжении двух лет. Структура курса состоит из двух частей: 1. Общий географический обзор земного шара. 2. Региональный обзор земного шара.
География материков и стран Общий географический обзор земного шара включает в себя следующие основные темы: «Исследования материков и океанов», «Политическая карта мира», «Современное население мира и география культуры», «Общие закономерности природы Земли», «Природные ресурсы мира и мировое хозяйство».
География материков и стран темы обеспечивают преемственность с предыдущим курсом, готовят к восприятию материала об отдельных материках, их регионах и отдельных странах. Сведения о путешествиях, кругосветных плаваниях, экспедициях, впервые в вводится материал об участии в исследованиях материков выходцев из Беларуси: Игнатии Домейко, Константине Ельском, Юлиане Немцевиче и др.
Региональный обзор земного шара состоит из двух разделов: 1. Южные материки и страны Австралии, Африки и Южной Америки; 2. Северные материки и страны Северной Америки и Евразии.
Региональный обзор земного шара Тема «Общий обзор южных материков» Предусмотрено изучение южных материков. дается их сравнительная характеристика, раскрываются черты их сходства и различия, описывается природная зональность.
Региональный обзор земного шара Тема «Общий обзор южных материков» Исходя из логики построения всех курсов географии, обзор отдельных материков начинается не с Африки, как это было ранее, а с Антарктиды – наиболее отдаленного от нас материка, единственного континента без постоянного населения. Затем изучаются Австралия и Океания, Африка и Южная Америка.
Региональный обзор земного шара Тема «Общий обзор южных материков» Подчеркиваются специфические особенности каждого материка: например, Австралия – материк пустынь, Африка – самый жаркий материк, Южная Америка – самый влажный.
Региональный обзор земного шара Тема «Общий обзор южных материков» Характеризуются во взаимосвязи природные условия и ресурсы, хозяйственная деятельность человека. В Африке выделены следующие регионы: Северная Африка, Западная и Экваториальная Африка, Восточная Африка и Южная Африка; в Южной Америке – Горный Запад и Равнинный Восток. Рассмотрение отдельных государств ограничивается изучением Египта и Южно- Африканской Республики в Африке, Бразилии, Чили и Аргентины в Южной Америке.
IX класс «География материков и стран». В IX классе продолжается изучение курса. Его содержание – вторая часть регионального обзора земного шара: Северные материки, страны Северной Америки и Евразии. Вводная тема предусматривает сравнительную характеристику Северной Америки и Евразии, выявление общих черт и особенностей в природе, расселении и хозяйстве этих континентов. При районировании Северной Америки выделены 1) Северные территории (англоязычная Америка) и 2) Средняя Америка. Отдельные темы посвящены США, Канаде, а также странам Средней Америки.
IX класс Евразия - изучается наиболее детально. большая часть изложена в разделах, посвященным отдельным регионам и странам сохраняется следующий принцип последовательности рассмотрения материала – от наиболее отдаленных регионов к более близким детально характеризуется значительное количество стран, особенно европейских: Польша, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Украина, Россия, Китай и др.
IX класс В Азии выделены следующие регионы: Восточная и Центральная Азия, Южная и Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Кавказ, Казахстан и Средняя Азия. Затем начинается изучение регионов и отдельных стран Европы. Курс географии IX класса завершается крупной темой «Россия (Российская Федерация)».
IX класс Страны Европы объединены в следующие регионы: Южная Европа, Северная Европа, Средняя (Центральная) Европа. Предусмотрен детальный обзор Италии, стран Балтии, Великобритании, Франции, Германии, Украины. Характеристика зарубежных стран завершается обзором стран-соседей Республики Беларусь.
«География Беларуси» Содержание носит, в целом, региональный характер и занимает центральное место в структуре географического образования учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь.
«География Беларуси» Содержание этого курса призвано: показать место Беларуси в европейском и мировом сообществе, дать школьникам детальные знания о природе, населении и хозяйстве нашей страны и ее отдельных территорий – природно-хозяйственных районах, административных областях, о современных экологических и экономико- социальных проблемах развития современной Беларуси.
«География Беларуси» Темы и разделы: «Беларусь – страна в центре Европы», «Географическое изучение Беларуси», «Географические названия Беларуси», «Условия жизни человека», «Природопользование», «Производство товаров потребления и услуг» «Районирование Беларуси»
«География Беларуси» После тем «География населения» и «Общая характеристика хозяйства» рассматриваются вопросы развития и размещения отраслей социального и аграрно-промышленного комплексов «Производство товаров потребления и услуг»).
«География Беларуси» Такой подход объясняется тем, что именно эти комплексы работают непосредственно на человека, обеспечивая определенный уровень благосостояния и жизни людей. Тяжелая промышленность по отношению к этим комплексам играет обеспечивающую роль (тема «Тяжелая промышленность и транспорт»). В программе курса также рассматриваются вопросы рыночной экономики.
«Общая география» обобщает знания, полученные школьниками в ходе изучения предшествующих курсов, вводит элементы теорий географической науки, рассматривает основы конструктивной географии, соединяет естествознание и обществоведение. На более высоком уровне обобщения рассматриваются глобальные и региональные эколого-экономические проблемы.