Софийский собор в Киеве Экскурсия Приготовила ученица 6 класса Екатеринушкина Юлия
Собор Святой Софии храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым, на месте победы в 1037 году над печенегами. Эксперты считают, что надписи около тысячи лет. Благодаря таким граффити специалисты узнали, что именно князь Владимир начал возводить Софию Киевскую, а не Ярослав. [1] На рубеже XVIIXVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок, в первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVIIXVIII веков. Предисловие
В 1990 году Софийский собор, как и Киево- Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Так выглядит собор Святой Софии снаружи. А теперь заглянем внутрь:
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи - граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.
"...Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, не умевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева архистратига Михаила и многих православных святых.
Серебряные Царские Врата иконостаса Софийского собора символизируют вход в Царство Божие.
"...Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров.
Мозаики храма шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери (Богоматерь Ораната), известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.
Мозаика "Спаса Вседержителя" в зеркале центрального купола Софии Киевской - самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.
Под архангелами в простенках барабана между световыми окнами располагались двенадцать учеников Христа, теперь утраченные. Уцелела полуфигура апостола Павла. Из четырех евангелистов на пандативах до наших времен дошел только Марк на юго- западном парусе. На арках, поддерживающих купол, между евангелистами, было четыре медальона сохранилось лишь два: «Богоматерь» и «Христос Иерей» редчайший иконографический тип изображения Спасителя.Христос Иерей
Ниже, по направлению четырех сторон света, располагаются изображения четырех архангелов небесных стражей, из которых сохранилась, и то частично, лишь одна мозаичная фигура архангела в голубом, расшитом золотом хитоне с лором, широкой длинной полосой ткани, украшенной драгоценными камнями. Остальные три в 1884 году были написаны масляными красками по инициативе А. В. Прахова художниками Зазулиным и Гайдуком.фигура архангела
Ниже «Богоматери» в апсиде помещены традиционные для этой части храма «Евхаристия» и «Святительский чин», разделенные орнаментальным поясом. В сцене «Евхаристии» Христос, изображенный дважды, причащает подходящих к Нему учеников хлебом и вином. Композиция, поясняя суть таинства причастия, непосредственно была связана с происходившим в алтаре литургическим действом.Евхаристия Святительский чинорнаментальным поясом
Орнаментальный пояс
Евхаристия одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.
На предалтарных столбах мастера разместили «Благовещение»
Из многочисленных фресковых сюжетов главного нефа представляет большой исторический интерес ктиторское изображение семьи Ярослава I Владимировича.ктиторское изображение семьи Ярослава I Владимировича Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично.
Боковые нефы, по очевидности, были расписаны в 1050-х годах. В жертвеннике, посвященном Петру и Павлу, сохранились четыре фрагмента с сюжетами из истории их апостольского служения. В диаконнике расположился про то евангельский цикл о раннем периоде жизни Пречистой Девы и о Ее родителях («Вручение Марии пурпура для храмовой завесы»).Вручение Марии пурпура для храмовой завесы
Северный неф, надо полагать не без участия Ярослава, был отдан великомученику Георгию, чье имя носил в крещении киевский князь. Крайний южный неф посвящен архангелу Михаилу, очень почитаемому в Древней Руси как покровитель воинов и ратного дела ( «Единоборство Иакова с архангелом Михаилом»).Единоборство Иакова с архангелом Михаилом
Была и еще одна фреска, почти полностью утраченная, «Чудо умножения хлебов». Византийские императоры со своими родственниками и приближенными слушали богослужение именно здесь, на хорах, где они обычно и причащались. Древнерусские князья восприняли эту традицию.
Музыканты и скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве. Прорись В.А. Прохорова. Начало 1870-х гг.
Но это далеко не все фрески и мозаики. Примерно их более 41 тысяч мозаик и 54 тысячи фресок.