Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО
Конституция Российской Федерации Согласно статье 43 Конституции, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Нормативно - правовое регулирование на федеральном уровне Стандарт вводится в систему нормативно - правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации « Об образовании » ст.7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года 142 « О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов » введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Приказ Минобрнауки России от «6» октября 2009 г. 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт
Нормативно - правовое регулирование на федеральном уровне Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( далее - Стандарт ) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям.
Региональное нормативно - правовое регулирование Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных учреждений, соответствующего требованиям ФГОС НОО. Рекомендации по разработке на основе ФГОС НОО примерной основной образовательной программы начального общего образования в части учета региональных особенностей. Примерное положение об учебном кабинете. Примерное положение об информационно-библиотечном центре общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации по разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Методические рекомендации по разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Методические рекомендации по разработке программы коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).
Региональное нормативно - правовое регулирование. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС НОО.
Что необходимо проанализировать на уровне ОУ, для к введению ФГОС НОО
Нормативно - правовая база ОУ Нормативно - правовая база ОУ должна обеспечивать четыре группы условий введения ФГОС. Первая группа – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ.
Нормативно - правовая база ОУ К первой группе относятся следующие требования введения ФГОС : эффективное управление ОУ с использованием информационно - коммуникационных технологий ; внедрение новых финансово - экономических механизмов ; обязательность участия обучающихся и их родителей в разработке ООП начального общего образования, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и т. д.
Нормативно - правовая база ОУ Вторая группа – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению ОУ ( речь идет преимущественно о взаимодействии ОУ с другими субъектами ). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС : выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно - полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности ОУ дополнительного образования детей ; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды ( населенного пункта, района, города ) для приобретения опыта реального управления и действия и т. п.
Нормативно - правовая база ОУ Третья группа – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но, тем не менее, требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС как : использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников ; достижение планируемых результатов освоения ООП и т. п.
Нормативно - правовая база ОУ Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ ( например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения ).
Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): наличие разработанной и утвержденной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы ОУ ( цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально - техническое обеспечение и т. п.); приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно - квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения ; наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками ;
Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): определение оптимальной для реализации ФГОС модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся ( например, модель взаимодействия с учреждениями ( ем ) дополнительного образования детей ); наличие плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ; повышение квалификации всех учителей начальных классов ( возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования );
Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования ; обеспечение кадровыми, финансовыми, материально - техническими и иными условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическое обеспечение реализации ФГОС Наличие методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий Наличие в используемых УМК материалов по формированию универсальных учебных действий
Информационное обеспечение Наличие информационной образовательной среды в ОУ Наличие свободного доступа в интернет Ведение электронной документации ( дневников и журналов ) Наличие Интернет - ресурсов для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения ООП ОУ ( с родителями, детьми и т. д.)
Кадровое обеспечение Наличие у педагогов и управленцев повышения квалификации, позволяющего реализовать требования ФГОС