Подготовила педагог-психолог МОУ ООШ п.Советского Алайцева А.П.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.
Подростковый суицид Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 16 лет).
Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по количеству убийств детей и молодежи в Европе
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Три типа несовершеннолетних с суицидальным поведением. Альтруисты приносят себя в жертву какому-либо социальному веянию. Эгоисты пытаются уйти из жизни, когда проигрывают в борьбе с обществом, которое их не устаивает. Анимистический тип проявляется в том, что подростки под влиянием кризисной ситуации, потрясения пытаются уйти из жизни.
Признаки, указывающие на возможность суицида: Человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей. Начинает раздавать свое личное имущество. Чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве. Когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение.
Предпосылки к суициду неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания; двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников); максимализм оценок и приговоров и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий
Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме
Поведенческие признаки: безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами; отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид; пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; отстранение от друзей и семьи; частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; безразличие к окружающему миру.
Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям в предотвращении суицидального поведения: Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком. Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений. Серьезно относитесь ко всем угрозам со стороны ребенка. Помните, подростки не имитируют суицид. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы. Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем. Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей. Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к детскому или подростковому психиатру. Не бойтесь попросить о помощи.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам: – определите источник психологического дискомфорта; – выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом; – определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы; – выясните, что остается позитивно значимым для подростка; – научите использовать методы снятия психологического напряжения; – попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; – вселяйте надежду на лучшее будущее; – попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка; – не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.