Концепция Б.М. Неменского

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развивающие приемы на уроках ИЗО М.А. Чеснокова МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры.
Advertisements

МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия 15 « Солнышко » Круглова Галина Евгеньевна, воспитатель по изодеятельности.
Концепция Кузина В.С. «Школа реалистическог о рисунка освоение графической грамоты»
М ЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Б. М. Н ЕМЕНСКОГО ПО ПРЕДМЕТУ «И ЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО » Тема раздела: «Виды изобразительного искусства.
Стандарты второго поколения Начальное общее образование. (Изобразительное искусство)
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Изобразительное искусство и художественный труд в школе (из опыта работы) Архипова Марина Владимировна – учитель изобразительного искусства и технологии.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
ИСКУССТВО 9 класс. ИСКУССТВОИСКУССТВО в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура и другие разновидности человеческой.
Ирина Адриановна Серикова Кандидат педагогических наук Учитель МБОУ-СОШ 168 г. Екатеринбурга Полихудожественное образование.
Анализ программы « Искусство.8-9 классы » авторов : Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Шаховец И. В., учитель МБОУ « Лицей 3» 2012 г.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Творческий проект на уроках Мировой художественной культуры Генералова М.Л. Сатка 2010 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная.
Э СТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Ерёменко Ирина Юрьевна преподаватель методики преподавания музыки ВКК ГБОУ СПО НСО «Татарское педагогическое училище»
Методические рекомендации О восприятии музыки на уроках искусства.
Презентацию подготовила Евсеева Елена Александровна.
Выполнила : Ювакаева Элина В.. « Гармония развития » альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л. С. Выготского.
Транксрипт:

Филиал ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловка Работу выполнила: студентка группы ПСП-4 с(б)III Ерёмина Н.В.

Концепция «Формирование художественной культуры как части культуры» разработана большим творческим коллективом: Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. под руководством народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского. Данная концепция легла в основу программы интегрированного учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 11 классы».

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Б.М. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ: Знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель: формирование художественной культуры как части культуры духовной. Задачи: – развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры; – художественное развитие; – формирование художественного мышления; – усвоение эмоционально-чувственного опыта.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: 1. Принцип «искусство как духовная культура» – единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. 4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: 5. Блоко-тематический принцип построения программы: – блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); – тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; – темы каждого урока «по кирпичику» строят познание темы четверти, и «кирпичики» опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: – изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; – лепка; – аппликация; – объемно-пространственное моделирование; – проектно-конструктивная деятельность; – художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; – изучение художественного наследия; – прослушивание музыкальных и литературных произведений.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, свето тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: Программа состоит из 3 тематических блоков. I этап – начальная школа. Искусство осваивается не по видам и жанрам, а постигается связь искусства с жизнью своеобразными кругами – от личности ребенка, через ближайшее окружение до представлений о роли искусства в человеческом обществе. II этап средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории. III этап – старшая школа. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видах художественной деятельности: изображение, украшение и постройка. Авторы считают, что постоянное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е.приживления молодых людей к корням культуры.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Необходимо подчеркнуть, что урок искусства не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Ребенок должен иметь богатство художественных впечатлений. Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, тв не художественному знанию искусств. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные зада­ния.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Программа подчеркивает, что развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры в окружающей каждого человека жизни. Принципиально важное значение имеет выявление нравственно-эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Приобщение к искусству начинается в начальной школе с познания связей человека со всей сферой пластических искусств.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, свето тональность цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.