урок 6
Цель урока: формирование умений: 1) определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условными, причины и цели; отличать указанные виды придаточных от других видов; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; 3) определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.
Наблюдаем! (Когда взошло солнце ), ветер стих. это СПП с придаточным времени. Очнулся он,(когда солнце уже стояло высоко). это СПП с придаточным времени. (Когда ученик на выбор орфограммы затрачивает минимум времени),это уже навык. Придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? и присоединяются при помощи союзов: если,если…то, когда,раз и др. когда стих ветер? когда он очнулся? при каком условии это навык?
стилистические особенности союзов, связывающих придаточное условия с главным если, если бы стилистически нейтральны; в том случае, если; когда-то книжный стиль; ежели, раз, коль, коли разговорный стиль речи.
Придаточные причины наблюдаем! Выяснение того, как могут выражаться причинные значения в предложении. Не находя нужного слова, он замолчал. Спросонья он не мог ничего понять. Однажды зимой я остался ночевать у них, (потому что поднялась сильная метель). 1 предложение простое,осложненное обособленным обстоятельством 2.предложение простое с обстоятельством причины,не осложнено 3.Предложение СПП,с придаточным причины. почему? почему я остался ночевать? почему?
Союзы, связывающие придаточные причины с главным предложением: Вследствие того что; ибо; благодаря тому что, потому что, оттого что и другие
Закрепление материала: упр.156. Повторим орфографию! Пишутся так производные предлоги : в_ течение, в_ продолжение, вследствие, наречие впоследствии пишется всегда одинаково
придаточные предложения цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Лукашин встряхнулся,(чтобы ноша удобнее легла на плечо). [ …глагол], (союз чтобы….) используются союзы чтобы,для того чтобы, с тем чтобы и другие зачем? с какой целью?
Словарик запомни написание! Мозаика, фарфор, результат, эффект, оптимист, пессимист, референдум, презентация, традиция, чествовать, оранжерея, канонада, балет, опера, оперетта, резервы, ресурсы, радиофикация, электрификация, газификация
толковый словарик запомни лексическое значение слов РЕФЕРЕНДУМ, –а, м. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. Провести референдум КАНОНАДА, –ы, ж. Продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Грохот канонады. прил. канонадный, –ая, –ое. ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬ, –рую, –руешь; –анный; сов. и несов., Внедрить электрическую энергию в производство, в хозяйственную жизнь, в быт; электрифицировать страну. электрифицировать промышленность. сущ. электрификация, –и, ж. прил. электрификационный, –ая, –ое.
Домашняя работа упражнение 162
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 21» города Саратова Селезнёвой Светланой Александровной