г. Нижневартовск, 2016 г. 1 Словарная работа на уроках литературного чтения
2 Л.С. Выгодский слово – единица мышления.
3 обогащение словаря уточнение словаря устранение нелитературных слов активизация словаря ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
4 Приемы 1)показ предмета, явления или действия в естественных условиях; 2) показ картины, рисунка, чучела, макета; 3) замена слова описательным оборотом; 4) подбор синонимов и антонимов; 5) рассказ учителя о предмете или явлении; 6) полное логическое определение понятия; 7) экскурсия с целью наблюдения явления; 8) подведение частного понятия под общее; 9) расчленение общего понятия на частные; 10) объяснение слова через его состав, через историю возникновения; 11) включение слова в контекст.
5 Словарная работа - является обязательным элементом урока литературного чтения в начальной школе. Она обеспечивает глубокое понимание значений слов, уместности их употребления в тексте, способствует развитию речи учащихся.
6 Группы приемов ( по М. Р. Львову ): самостоятельные с помощью учителя
7 Приемы нетрадиционных методов Пунктирно написанные слова Слова, написанные с помощью фрагментов букв Слова с некоторыми прикрытыми буквами Слова с отсутствием гласных Частично закрытые слова
8 Виды приемов Прием «математическое равенство» Прием «зигзаг» Предваритель ная замена букв Исключение повторяющихся букв Составление слова из пропущенных букв
Подготовительный этап : выяснение знаний учеников о той или иной лексике ( в зависимости от темы изучаемого произведения ); расширение лексики, уточнение значения некоторых слов ; закрепление известных детям слов. 9
Этап первоначального знакомства с произведением помочь ученикам осмыслить художественное произведение, с помощью оценочной лексики выразить своё отношение к нему. На этом этапе лексика вводится педагогом в свой рассказ, а в беседу – рассматривание иллюстративного материала. С помощью записанных на доске слов, словосочетаний, предложений учащиеся рассказывают о своём жизненном опыте, мотивируют своё отношение к тексту, его персонажам. 10
Углубленное изучение произведения закрепление новой лексики при чтении и при ответах на вопросы педагога. Лексика, помимо уточнения значения, включается в речь учащихся при оформлении связных высказываний : развёрнутых ответов, пересказов, описаний, аналитических или оценочных суждений. 11
Этап обобщения Решение задачи развития связной речи учащихся. Однако и на этом этапе возможно расширение лексики ( знакомство с общественно - политической, морально - этической и оценочной лексикой ): это позволяет ученикам сформулировать проблематику произведения и определить свою позицию по отношению к прочитанному. 12
Спасибо за внимание ! 13