А.П.Ч ЕХОВ «И ОНЫЧ »
К РАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Молодой земский доктор Старцев Дмитрий Ионыч работает в нескольких верстах от города С. Несмотря на имеющиеся развлечения: библиотеку, театр, приезжим было в городе скучно. Как интеллигентному человеку, окружающие настойчиво рекомендуют Старцеву посетить дом семьи Туркиных. По слухам, с этими умными, интересными людьми непременно стоило познакомиться. При случайной встрече доктор получает приглашение от главы семьи Ивана Петровича. Спустя некоторое время, гуляя по городу в поисках развлечений, Старцев решает принять приглашение. Его радушно принимают. Глава семьи беспрерывно рассыпает остроты, Вера Иосифовна – супруга главы, жеманно заигрывает с гостем. Вечером дом полон гостей. Хозяйка читает свой роман с неправдоподобным сюжетом. Дочь хозяев Екатерина Ивановна развлекает гостей игрой на рояле. Музыка в ее исполнении звучит бездарно, но Старцеву нравится ее пыл и задор. Получая от гостей восторженные отзывы о своей игре, она планирует учиться в консерватории.
Прошло больше года. Доктор не бывал у Туркиных из-за большого количества работы. В письме, присланном Верой Иосифовной, была просьба о помощи. Женщина страдала мигренью и нуждалась в хорошем враче. С тех пор Старцев стал часто ездить в дом Туркиных, но истинной причиной этих визитов была вовсе не болезнь хозяйки. Во время одного из посещений Дмитрий Ионыч пытался объясниться с восхищавшей его Екатериной Ивановной. Девушку не заинтересовал этот разговор, и она убежала, оставив доктору записку с приглашением на свидание. Время и место были выбраны весьма странные. Ночью Старцев появился на кладбище в предвкушении заветного объяснения, но так и не дождался Екатерину Ивановну. На следующий день он узнает, что это была лишь шутка. Дмитрий Ионыч решается сделать девушке предложение. Для этого ему приходится обрядиться во фрак и неудобный галстук и последовать за красавицей на бал. От Екатерины Ивановны он получает отказ. Она намерена учиться музыке и стать знаменитой. После отъезда девушки в Москву доктор возвращается к прежней спокойной жизни. Через четыре года Вера Иосифовна прислала Старцеву приглашение посетить их дом по поводу дня ее рождения. В письме была приписка, сделанная Екатериной Ивановной. Доктора встретили по-прежнему радушно. Девушка вызвала Старцева на разговор. Она благодарила его за любовь и каялась, что отдала предпочтение своему увлечению, возомнив себя талантливой пианисткой. Но Дмитрий Ионыч смотрел на нее, не испытывая прежнего восторга. Со временем доктор раздобрел, скопил солидный капитал, стал сердитым и раздражительным, завел большую практику. К людям он относился пренебрежительно и безо всякого уважения. Жизнь его стала скучна и неинтересна. В семье Туркиных ничего не изменилось, только Екатерина Ивановна заметно постарела.
К ТО ТАКОЙ ДОКТОР С ТАРЦЕВ В 1880-е г.г. в творчестве Чехова случился перелом, который дал начало новому этапу и новым произведениям. Рассказы становятся более философскими, хотя в них по-прежнему уживается смешное и грустное. Только грустное становится более грустным, чем в ранних рассказах. Появляется психологическая подоплека. Теперь Чехов уже хочет показать психологические процессы, происходящие внутри самого человека. Вообще в эпоху «безвременья» - конец 19 века – тема оскудения личности, обнищания внутреннего мира становится ведущей в прозе российских авторов. Чехов тоже исследует влияние темных сил, находящихся внутри человека, на всю его жизнь. Как и во многих своих рассказах, Чехов в «Ионыче» показал врача. Перед читателем предстает Дмитрий Ионыч Старцев, земский доктор, и история его неудавшейся женитьбы. Это верхний пласт произведения. В глубинном понимании Чехов показал деградацию врача.Рассказы
АНАЛИЗ РАССКАЗА «И ОНЫЧ » Ч ЕХОВА А.П. Это один из самых характерных рассказов позднего Чехова. В нем действует типично чеховский герой (земский врач), воспроизведена типично чеховская атмосфера (провинциальный город, однообразная жизнь, семейный дом), поставлены типично чеховские проблемы (постепенная деградация яркой личности, забвение о неизбежной смерти и неуклонное приближение к ней). Использована в нем и типично чеховская кольцевая композиция. Подобно одному из главных героев «Палаты 6», доктору Рагину, доктор Старцев тоскует в затхлой атмосфере губернского городка: ему не с кем поговорить о серьезных вещах. Единственное семейство, которое выделяется (по крайней мере, так кажется герою) из общего ряда семья Туркиных. Отец семейства записной весельчак, хозяйка дома сочиняет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, Котик, музицирует. Дмитрий Ионыч Старцев очарован Екатериной. Однако она намерена делать музыкальную карьеру в столицах и выходить замуж за уездного доктора не собирается. Проходит четыре года. Дмитрий Ионыч становится все более похож на тех самых обывателей города С., которых он так презирал в начале своего пути. В компании он лишь закусывает и играет в винт; возвращаясь домой, разглядывает купюры, заработанные за день. Трагический «выбор» доктора Рагина не для него.
И тут возвращается Катя. Она тоже надломлена жизнью, музыкальная карьера ее не сложилась и не могла сложиться. О своем давнем отказе доктору она внутренне глубоко сожалеет, тем более что восприняла в Москве модные идеи близости к народу, обыденного подвига, который совершают земские врачи… По существу, она переносит на Старцева свою неосуществившуюся мечту о правильной, возвышенной жизни, видит в нем то, чего в нем давно уже нет. «Перенос» качеств с одного человека на другого, который ведет к страшной и непоправимой подмене, частый мотив в прозе Чехова. Прочтите хотя бы рассказ «Попрыгунья». Екатерина Ивановна делает шаги навстречу Дмитрию Ионычу, но теперь уже сам обрюзгший и разбогатевший Старцев страшится мысли о браке. Герои старятся, любовь не приходит, смысл жизни утрачен. Композиционное решение, использованное в рассказе «Ионыч», было многократно «опробовано» русской литературой: вспомните принцип построения «Евгения Онегина», где сначала Онегин отвергает Татьяну, затем Татьяна отвергает Онегина. Ho герои Чехова, в отличие от героев Пушкина, не взрослеют душевно; между одним отказом и другим пролегает не путь страданий, а история личностного надлома. Сломлены и Екатерина, и сам Старцев; да и отказа никакого нет: просто испугавшись возможного объяснения, Дмитрий Ионыч перестал к Туркиным ездить…
Как же рассказчик относится к своим героям, доктору Старцеву и семейству Туркиных? Сочувствует им или осуждает? Кого винит в том, что жизни их не состоялись: социальные условия, «среду», Провидение или самих героев? Попробуем разобраться. И для начала определим: из какого «пункта» художественного времени смотрит рассказчик на события? Ведь сначала мы видим Старцева только что приехавшим в город С., затем по прошествии четырех лет, наконец, по истечении еще ка-кого-то длительного срока («Прошло еще несколько лет»). Смотрит ли рассказчик на происходящее одновременно с героями, которые еще не знают, что с ними случится, или оглядывается на события издалека, как, например, рассказчик-герой в «Доме с мезонином»? Вот описание семейства Туркиных, которое мы находим на первой же странице. Старцев в их дом еще не попал, Туркиных никогда не видел, а значит, описание это не может выражать точку зрения героя. Оно предельно объективное и скорее доброжелательное. Отец семейства, Иван Петрович, «полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью… любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». Его жена, Вера Иосифовна, «писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям… Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой».
Д УХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. Ч ЕХОВА "И ОНЫЧ " Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа- новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности. В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.произведения В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека.
Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения. По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.доктор Старцев Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки.», размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился. Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя.». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.
Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом. Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.