Технология работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор. МОУ Дубненская СОШ учитель Доведина О. В.
Требования к пересказу. Должна звучать живая речь школьника. Должна звучать живая речь школьника. Использована лексика, взятая из образца. Использована лексика, взятая из образца. Соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.
С чего начать работу по обучению пересказу первоклассников? Познакомить со следующими понятиями: речь устная и письменная, текст, тема текста, главная мысль текста, логическое ударение. Познакомить со следующими понятиями: речь устная и письменная, текст, тема текста, главная мысль текста, логическое ударение. Развивать умения: отличать текст от случайного набора предложений, определять тему и главную мысль текста, выделять главные по смыслу слова, словосочетания и предложения. Развивать умения: отличать текст от случайного набора предложений, определять тему и главную мысль текста, выделять главные по смыслу слова, словосочетания и предложения.
Мнемоника – совокупность правил и приёмов, помогающих запоминать нужные сведения. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Общие правила выделения мнемонических опор.
1. Текст предварительно не разбивается на части. 2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. 3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. 4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – «ручеёк». 5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ. 6. Мнемонические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.
В. Г. Горецкий «Русская азбука» М. Пришвин «Глоток молока»
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. 1. Лада заболела. 1. Лада заболела. Позвали меня. Позвали меня. - Лада, - сказал я, - надо поесть. - Лада, - сказал я, - надо поесть. Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах. 2. Хозяин приласкал 2. Хозяин приласкал собаку. собаку. - Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. - Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. 3. Лада стала лакать 3. Лада стала лакать молоко. молоко. Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь. Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь. 4. Ласка и молоко 4. Ласка и молоко спасли ей жизнь. спасли ей жизнь.
Требования к пунктам плана. 1. Главные мысли чётко выражены. 2. Формулировка плана предполагает предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения.
Н. И. Сладков «Весенняя баня» Н. И. Сладков «Весенняя баня» 1. Ванятка увидел незнакомых ему птичек. 2. Прыгнули птички в лужу купаться. 3. Выкупались и стали обыкновенными воробьями. 4. Понял мальчик, что воробьи зимнюю грязь смывали.
После того, как план составлен, нужно: прочитать текст и отметить, что говорится по каждому пункту плана; прочитать текст и отметить, что говорится по каждому пункту плана; закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план; закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план; прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе; прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе; ещё раз пересказать вслух. ещё раз пересказать вслух.