Общение в Сестринском Деле!
Содержание: Сущность общения Сущность общения Структура и уровни общения Структура и уровни общения Влияние различных факторов на процесс общения Влияние различных факторов на процесс общения Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения Рекомендации по общению с пациентом Рекомендации по общению с пациентом
Сущность общения!
Общение – это многогранный процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, формирование эмоционально – психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга. Общение – это многогранный процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, формирование эмоционально – психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга. Терапевтические средства общения: Пристальное внимание Терапевтическое прикосновение Контакт глаз Нетерапевтические средства: Избирательное или невнимательное выслушивание Констатация заключения Безличное отношение Неоправданное доверие Утаивание информации Фальшивое успокаивание Морализаторство Критик, угрозы
Виды общения: Личностное Личностное Инструментальное Инструментальное Целевое Целевое Деловое Деловое
Функции общения: Инструментальная Инструментальная Интегративная Интегративная Самовыражения Самовыражения Трансляционная Трансляционная Экспрессивное Экспрессивное Социального контроля Социального контроля Социализации Социализации
Структуры и уровни общения!
Структуры. Коммуникативная сторона Коммуникативная сторона Интерактивная сторона Интерактивная сторона Перцептивная сторона Перцептивная сторона Пять звеньев: 1. Отправитель информации – человек 2. Само общение – речевая и неречевая информации 3. Используемый канал передачи информации 4. Получатель информации – собеседник 5. Факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации – обратная связь
Размеры общения с человеком можно разделить на 4 зоны: Интимная (15-45 см) Интимная (15-45 см) Личная ( см) Личная ( см) Социальная ( см) Социальная ( см) Публичная (более 360 см) Публичная (более 360 см)
Уровни общения! 1. Общение на уровне контакта 2. Примитивный 3. Манипулятивный 4. Формально – ролевой 5. Светский 6. Деловой 7. Творчески активный 8. Дружеский 9. Доверительный 10. Духовный
Оптико-кинетическая система знаков Иллюстирующие Иллюстирующие Регулирующие Регулирующие Адаптивные Адаптивные Жесты – эмблемы Жесты – эмблемы Эмоциональные Эмоциональные
Влияние различных факторов на процесс общения
Аттракция –обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим Аттракция –обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим Эмпатия – это умение сопереживать другому человеку Эмпатия – это умение сопереживать другому человеку Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника. Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника.
Барьеры: 1.Информационный: Механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение Механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение Неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенное и переданная мысль Неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенное и переданная мысль Недостаток информации Недостаток информации Информационная перегрузка Информационная перегрузка 2. Замещающе - искажающие 3. Эмоциональные 4. Барьеры непонимания: Фонетическое непонимание возникает, когда участники говорят на разных языках Фонетическое непонимание возникает, когда участники говорят на разных языках Семантическое непонимание связано с различиями в системах значения участников общения Семантическое непонимание связано с различиями в системах значения участников общения 5. Стилистические 6. Логические 7. Социально - культурные 8. Сенсорные 9. Психологические 10. Социальные 11. Организационные
Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения
Неэффективное слушание – это когда не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считает его переживания смешными, незначительными. Неэффективное слушание – это когда не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считает его переживания смешными, незначительными. Эффективное слушание – это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблему другого. Эффективное слушание – это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблему другого.
Рекомендации по общению с пациентом 1.«Имя собственное» - общение на «Вы» 2.«Комфортная обстановка» 3.«Зеркало отношений» - («Я – Ваш друг») 4. «Построение беседы» - (подчеркивание достоинств пациента) 5. «Золотые слова» - (эффект внушения по средствам комплиментов) 6. «Риторические способности» - (доходчивая речь) 7. «Профессиональная этика» - (понятная пациенту речь) 8.«Взаимное понимание»
Выполнила презентацию: Выполнила презентацию: Студентка 22 группы Студентка 22 группы Минуллина Диана Минуллина Диана 2009 год 2009 год