"Путешествие по городу фразеологизмов"
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде. Как без рук – совершенно беспомощен.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова. Рукой подать - … Повесить нос - … Кожа да кости - …
Сравните сочетания, докажите, что одно из них является фразеологизмом. Ехать без билета Ехать зайцем
Шиворот-навыворот. В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда они связывались с довольно позорным наказанием. «Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного пойманного боярина-вора сажали на тощую клячу спиной вперед, надевали на него одежду наизнанку, т.е. шиворот- навыворот (наоборот) и возили по городу.
- У меня всё как-то шиворот- навыворот получается. - Овладение навыками устной речи ахиллесова пята изучающих иностранный язык.
Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. Поди туда – не знаю куда, … Скоро сказка сказывается, … Это всё присказка, …
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь, О них обычно говорят: «Водой … Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Мы исходили городок Буквально вдоль и… И так устали мы в дороге, Что еле …
Игра Четвёртый лишний. Из 4 фразеологизмов выделить лишний, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.
Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.
Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.
Игра Фразеологический зверинец. С помощью рисованных подсказок правильно расставьте слова и запишите их.
Голоден, как … Хитёр, как… Труслив, как … Изворотлив, как… Надут, как… Нем, как... Грязный, как... Упрям, как... Болтлив, как... Колючий, как...
Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль. Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счастья..я.
Картинная галерея Считать ворон - бездельничать, глядеть по сторонам.
Писать неразборчиво Как курица лапой
Лить крокодиловы слёзы Притворно, неискренне жаловаться
Льёт как из ведра Идёт проливной дождь
Вставлять палки в колёса Мешать в каком-либо деле
Сесть в галошу Оказаться в неловком положении
Распределите фразеологизмы по значению: 1) бездельничать 2) обманывать 3) быстро. Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).
Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастьяья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье. - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Рефлексия. Оцените своё эмоциональное состояние и выберите картинку, которая отражает ваше настроение в данный момент.