Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Штейнер Рудольф ( ) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Классификационные параметры По уровню применения: общепедагогическая. По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: антропософская. По философской основе: антропософская. По основному фактору развития: биогенная. По основному фактору развития: биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП. По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая. По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления: система «репетитор» + система малых групп По типу управления: система «репетитор» + система малых групп По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация. По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация. По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога. По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога. По преобладающему методу: игра + диалог + творчество. По преобладающему методу: игра + диалог + творчество. По категории обучаемых: По категории обучаемых:
Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность Максимальная реализация своих возможностей Открытую для восприятия нового опыта Способную на осознанный и ответственный выбор Не столько знания сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия
Особенности содержания - Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически трудового аспектов образования. - Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически трудового аспектов образования. Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). Межпредметные связи. Межпредметные связи. Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте). Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте). Большая роль отводится трудовому воспитанию. Большая роль отводится трудовому воспитанию.
Позиция ученика. - Ребенок в центре педагогической системы. - Ребенок в центре педагогической системы. - Право выбора всего: от формы урока до его плана. - Право выбора всего: от формы урока до его плана. - Право ребенка на ошибки. - Право ребенка на ошибки. - Свобода выбора. - Свобода выбора. - Право на свободный творческий поиск. - Право на свободный творческий поиск. - Отношения ответственной зависимости с коллективом. - Отношения ответственной зависимости с коллективом.
Позиция учителя. Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам. Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам. - Учитель - старший товарищ. - Учитель - старший товарищ. - С детьми к предмету, а не с предметом к детям. - С детьми к предмету, а не с предметом к детям. - Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя. - Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя. - Ожидание созревания сил, заложенных природой. - Ожидание созревания сил, заложенных природой. - Не говорить ребенку «нет», «нельзя». - Не говорить ребенку «нет», «нельзя». - Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных). - Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных). - Не ставить плохих отметок. - Не ставить плохих отметок. - Не оставлять на второй год. - Не оставлять на второй год. - Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы). - Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).
Вальдорфские куклы
Школа свободного воспитания……..
Литература: 1. Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в пггайнеровских школах // Част ная школа б. 2. Вентцеяь К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа Иена-план профессора Петерсона // Частная школа , Черкасова О. В. Педагогические основы вальдорфской школы. - Самара: СГУ Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. - М.: Арснфаль, 1994 Литература: Литература: