А.Н.Островский и его знаменитая пьеса «Гроза»
История создания пьесы: Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.
Островский замечал: Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать. Островский не выдерживает одномерного, однопланового подхода, поэтому за блестящим сатирическим проявлением таланта мы видим глубину психологического анализа, за точно воспроизведенным повседневно-вязким бытом видим тонкий лиризм и романтику.
Действие происходит в вымышленном городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3 и 4 действием проходит 10 дней. Савёл Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова. Тихон Иванович Кабанов, её сын. Катерина, жена его. Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин, мещанин. Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола.
Творчество Островского теснейшим образом связано с принципами натуральной школы, утверждающей натуру в качестве отправного момента в художественном творчестве. Не случайно Добролюбов называл пьесы Островского пьесами жизни. Они представлялись критику новым словом в драматургии, он писал, что пьесы Островского это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему можно дать название пьес жизни, если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно. Говоря о своеобразии драматического действия у Островского, Добролюбов замечал: Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни. Плотность бытовых зарисовок становится в середине 19 века важным характеризующим средством не только в драматургии Островского, но и во всем русском искусстве. Историк Забелин в 1862 отмечал, что домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех, так называемых, внешних событий его истории, зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни, общественной, политической и государственной. Это в собственном смысле историческая природа человека. Островский выступил как продолжатель гуманистической традиции русской литературы. Вслед за Белинским высшим художественным критерием художественности Островский считал реализм и народность. Которые немыслимы как без трезвого, критического отношения к действительности, так и без утверждения положительного народного начала. Чем произведение изящнее, - писал драматург, - тем оно народнее, тем больше в нем этого обличительного элемента.
Критики полагали, что финал в пьесах Островского чаще всего совпадает с развязкой и нисколько не замедляет ритм действия. Для подтверждения этого тезиса обычно ссылались на Добролюбова, отмечавшего решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в Грозе. Однако фатальный конец героини и финал произведения – понятия далеко не совпадающие.
Стремясь к всестороннему раскрытию характеров, Островский как бы поворачивает их различными гранями, отмечая разнообразные психические состояния персонажей в новых поворотах действия. Эту особенность драматургии Островского отметил еще Добролюбов, увидевший в пятом акте Грозы апофеоз характера Катерины. Развитие эмоционального состояния Катерины условно можно разделить на несколько этапов: детство и вся жизнь до брака – состояние гармонии; стремления ее к истинному счастью и любви, ее душевная борьба; время свиданий с Борисом – борьба с оттенком лихорадочного счастья; предзнаменование грозы, гроза, апогей отчаянной борьбы и смерть. Лица предстают в пьесах Островского не по принципу один против другого, а по принципу каждый против любого. Отсюда – не только эпическое спокойствие развития действия и панорамность в охвате жизненных явлений, но и многоконфликтность его пьес – как своеобразное отражение многосложности человеческих отношений и невозможности сведения их к единичному столкновению. Внутренний драматизм жизни, внутреннее напряжение становилось постепенно главным объектом изображения.
Впервые пьеса была поставлена 16 ноября 1859 года в Малом театрев бенефис С. В. Васильева. Роли исполняли: Дикой П. М. Садовский, Борис Чернышев, Кабаниха Н. В. Рыкалова, Тихон С. В. Васильев (Островский назвал его «самым желанным исполнителем»), Катерина Л. П. Никулина-Косицкая, Варвара В. В. Бороздина 1-я (Островский написал специально для Бороздиной роль Варвары наделив персонаж её именем), Кулигин В. А. Дмитриевский, Кудряш В. Ленский, Феклуша С. П. Акимова. Первая постановка
Некоторые известные постановки 1859 Александринский театр (в бенефис Линской, которая исполнила роль Кабанихи, Катерина Снеткова 3-я) 1863 Малый театр (Катерина Г. Н. Федотова, Тихон П. Васильев) 1865 Саратовский летний театр (на последних репетициях и на премьере присутствовал автор) 1911 Малый театр (Катерина В. Н. Пашенная, Кабаниха О. О. Садовская) 1961 Малый театр, постановка В. Н. Пашенной и М. Гладкова (Катерина Р. Д. Нифонтова, Кабаниха В. Н. Пашенная) 2008 Драматический театр им. А. С. Пушкина. Режиссёр Лев Эренбург. Номинирован в 2008 году на «Золотую Маску».
Некоторые известные экранизации и оперные постановки Гроза (фильм, 1912) выпущен фирмой «Патэ», в роли Катерины В. Н. Пашенная Гроза (фильм, 1934) режиссёр В. М. Петров На сюжет пьесы «Гроза» написаны оперы (см. Гроза (опера)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге, в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера.