Экспрессионизм в музыке Подготовил Евтодиев Богдан
XX век – это время кардинальных социальных перемен, революций, открывших новую эру в жизни человечества. Это время и тяжелых испытаний – двух мировых войн. XX век – это и взлет культуры и искусства, в том числе и музыкального, пришедший к великим художественным достижениям, расцвету многих национальных школ, формированию советской музыкальной культуры.
Экспрессионизм – одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии. Экспрессионизм стремился предать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством.
Наиболее ярко экспрессионистская позиция раскрылась в музыкальном искусстве. Музыкальный экспрессионизм как особое направление связан с австрийской, а еще конкретнее – с венской культурой. Классические его образцы дает творчество композиторов Новой венской школы, основоположником которой является Арнольд Шёнберг.
Типичные экспрессионистские произведения Шёнберга – монодрама «Ожидание», вокальный цикл «Лунный Пьеро», кантата «Уцелевший из Варшавы», а также незавершённая опера «Моисей и Аарон». Высшим достижением музыкального экспрессионизма признаётся опера Альбана Берга «Воццек» (1925). Вы слышите «Эпизод смерти Воццека»
Типичный для музыкального экспрессионизма комплекс выразительных средств 1) замена традиционной мажоро-минорной системы атональностью ; через свободную атональность экспрессионисты приходят к организации звукового материала на основе додекафонии ; 2) отсутствие связей с бытовыми жанрами ; 3) предельная диссонантность гармонии ; 4) прерывистость, «разорванность» мелодики; инструментальная трактовка вокальных партий, возбуждённая рецитация ; 5) использование «речевого пения» (Sprechgesang); 6) нерегулярная акцентность в ритме, часто меняющиеся темпы.
Всё это создает чрезвычайно накаленную эмоциональную атмосферу, впечатление непрерывно возрастающего напряжения. Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. В его восприятии доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Природа его внутренней жизни во многом определяется стихией бессознательного.
XX век – век опустошительных мировых войн и катастроф – создал почву для того, чтобы экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах. У экспрессионистов многому научились Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Мийо, Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается почти во всех «военных» симфониях крупнейших симфонистов XX века.