Эти строки принадлежат перу писательницы Л.К.Чуковской Задание: Как вы их понимаете? Я никем не хранима, Я только судьбой хранима. И если бомба мимо, И черный ворон мимо- Это она захотела Сберечь мою душу и тело Для какого-то дела, Мне неизвестного дела, ЭТО ЕЕ ДЕЛО…
Выполнение задания: Писательница ищет ответ на вопрос: для чего она живет? Ее волнует вопрос: как сохранить память о себе? Что она может сказать в свою защиту…
Представьте себе, что мы свидетели на этом суде, когда человек подводит итоги своей жизни… Для кого-то это будет суд Божий, кто-то назовет его Судом Совести, а для нашей героини - это внутренний суд.
Тема: «… но если Страшный суд слова – на нем я чиста…»
Вопрос для тех, кто не получал опережающего задания: Что вам известно о Лидии Корнеевне Чуковской?
С чего мы обычно начинаем свое знакомство с писателем? Задание: Знакомясь с презентацией, подготовленной вашими товарищами, выпишите в тетрадь те слова, которые вам представляются ключевыми в понимании ее образа.
Проверка выполнения задания: необыкновенная скромность чувство справедливости и чувство чести руководили ее поступками умела восхищаться другими, уважать других, помогать другим ее жизнь – это сага о человеческом достоинстве бесстрашный характер, честность великодушное сердце и ясный ум непреклонная воля, принципиальность, мужество
Задание: Она далеко не сильна физически, но вас поразило ее мужество, принципиальность, честность, бойцовский характер, Какое же главное оружие было у этой слабой женщины?
Слово - это оружие? Это звучит достаточно странно: в наши дни можно говорить что угодно, о ком угодно и даже свободно публиковать это. Значит одно из двух: либо время было другим, либо другим было ее слово?
Общее задание Мы договорились, что в ходе нашего урока мы выступаем в качестве свидетелей и должны понять, почему Лидия Корнеевна Чуковская считает, что перед Судом слова она чиста…
Задание для класса: Главным оружием писателя является Слово. Поэтому мы сейчас, работая в группах, рассмотрим, как в то время, когда большинство либо молчало, либо прославляло, Чуковская совсем по- иному использовала Слово как свое оружие.
Л.К.Чуковская хотела « …чтобы винтик за винтиком была исследована машина, которая превращала полного жизни, цветущего деятельностью человека в холодный труп. Чтобы ей был вынесен приговор. Во весь голос. Не перечеркнуть надо счет, поставив на нем успокоительный штемпель "уплачено", а распутать клубок причин и следствий, серьезно, тщательно, петля за петлей, его разобрать…»
Задание для первой группы-стилистов: На основании прочитанного вами фрагмента повести «Спуск под воду» определите, С помощью каких приемов она создает страшную атмосферу 30–х гг. С какой целью она это делает? Удалось ли ей это?
Задание для второй группы- публицистов: Каждому писателю свойственен свой собственный авторский стиль. Определите, как работает слово Чуковской в публицистике. Для этого вам предлагаются открытые письма Л.К.Чуковской «Гнев народа» и «Письмо Шолохову»
Перед вами строки Л.К.Чуковской, написанные в январе 1942 года. Ташкентские розы в кокетливо-хрупком снегу. Минутной зимы ледяные блестят небылицы. Но я на красивое больше смотреть не могу. Кощунственна эта лазурь, лепестки и ресницы!
Задание для третьей группы- поэтов: Задание: Познакомьтесь с несколькими стихотворениями Чуковской, определите, как эти поэтические строки характеризуют ее личность и внутренний мир
Группа четвертая: группа продвинутых читателей: Задание: На основании прочитанной группой ребят повести «Спуск под воду» сформулируйте, какие нравственные установки дает она нашему сегодняшнему поколению?
Шестая группа: …Но по ночам не спит владелица луча, И свет бесстрашно укрепляя, Она работает, не слушаясь врача, Упрямая, полуслепая… Мы удивляемся тому, что день погас, Но зорко смотрит лунным кругом, И вспоминаем ту, кто связывает нас С бессмертьем, правотой, друг с другом.
А что же власть могла сказать о ней? «… Вернемся к прошлому», - предложил Стрехнин и занялся перечислением моих проступков поддержка Синявского и Даниэля – письмо Шолохову, передававшееся по иностранному радио – статья, направленная в «Литературную газету», - ответ на статью против Солженицына – поддержка Гинзбурга, Галанскова и других. Секретариат Союза писателей вынес тогда Чуковской выговор – телеграмма в Президиум Союза писателей с протестом против исключения Солженицына («Я считаю исключение Александра Солженицына из Союза писателей национальным позором нашей родины») За границей Чуковская опубликовала две повести: «Софья Петровна» и «Спуск под воду» Чуковская сама себя поставила в положение, несовместимое с членством в Союзе писателей.
Проблемный вопрос: Заметили ли вы парадоксальность этих обвинений? В чем она, по вашему мнению, заключается?
Выброшенная из литературы, из библиотек, из воспоминаний, в полной мере воплотившая ахматовское "вас здесь не стояло" - Лидия Корнеевна каким-то чудом выстояла под ударами судьбы. "Меня нет и никогда не было, - написала она тогда. - Но - буду ли я?"
Павел Крючков в некрологе написал о ней: «… мне кажется, что ее так и не узнали, не расслышали те, кому - через себя - она еще могла бы помочь? Особенно сегодня, когда ненависть к человеку неуклонно становится общественной дисциплиной; когда, открывая газету или включая телевизор, мы ломаем голову, пытаясь отличить "заказную" статью от простого повествования; когда хорошие, но добровольно позволившие себя ослепить люди, говорят слова ценой в ломаный грошик».
Проблемное задание: А сегодня, 15 лет спустя, - Стало ли вам ближе и понятнее творчество этой писательницы? - Надо ли сегодня обращаться за помощью к слову Чуковской? - Чем она может нам, нынешнему поколению, помочь? При ответе воспользуйтесь формулой: - Я понял (а)… - Я узнал (а)… - Мне кажется, что… - Я хочу…
Задание: У любого писателя есть ведущая тема, над которой он трудится всю свою жизнь. А как бы вы сформулировали определяющую тему в творчестве Лидии Корнеевны Чуковской?
Предлагаем еще раз обратиться к словам Лидии Корнеевны, сказанным на том же печальном заседании Союза писателей и вызвавших громкий хохот присутствующих там оппонентов: «С легкостью могу предсказать вам, что в столице нашей общей родины, Москве, неизбежны площадь имени Александра Солженицына и проспект имени академика Сахарова...»
Она действительно заслужила право сказать о себе так: И наконец самой собою Я заслужила право быть. Стучать о стенку головою Молиться или просто выть. Надежда - поздно, слава - поздно, Все поздно, даже быть живой… Но, боже мой, как звездно, звездно… Лес. Я. Звезда над головой.
Домашнее задание В течение урока мы представляли себя в роли свидетелей на внутреннем Суде слова и собирали материал для защитной речи. Дома вам предлагается написать речь в защиту Лидии Корнеевны Чуковской.
В оформлении фона использованы интернет-ресурсы: