Природа с её богатым разнообразием явлений, животных и растений всегда производит на детей неизгладимое впечатление, а непосредственное общение ребёнка с природой дает ему наиболее яркие представления, чем книжки, картинки, рассказы, аудиозаписи, просмотр мультфильмов.
Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащён уголок природы. Хорошо оборудованный уголок доставляет удовольствие детям, даёт возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.
Растения должны быть типичными, это даёт возможность познакомить детей с основными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
Растения должны быть внешне привлекательными.
Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений на разных стадиях развития, это даёт детям возможность увидеть не только общие, но и индивидуальные признаки развития растений; дети также учатся находить и узнавать одинаковые растения.
Растения должны быть безопасными
Подбираются неприхотливые растения, которые не требуют для своего содержания сложного оборудования и которые могут развиваться в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.
Растения должны размещаться таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать за обитателями уголка природы.
В группе должен быть паспорт растений с их полной характеристикой: Название Родина Использование Влажность Полив Требование к свету Земляная смесь Пересадка и размножение Период покоя Выносливость Ядовитость
Колеус Фикус Аукуба Фуксия
Кала Плющ
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, весёлый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдёт канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки. Примерный перечень растений для посадки: лук-репка, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, морковь, петрушка, укроп, листья салата Можно выращивать по 12 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
Объем знаний детей 2 младшей группы к концу года: дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист, стебель. знать основные растительные группы: дерево, трава. уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки: один, несколько, цвет, листья – большие, маленькие. находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений, рыхлить, поливать их. дети должны выполнять следующее: поливать растение подготовленной водой под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой, чистить поддоны.
Для того, чтобы обучение в детском саду было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы. Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Необходимо пополнять уголок природы пособиями, наглядным и демонстрационным материалом.
Сельский двор
Парк юрского периода или немного о динозаврах
Под африканским солнцем
Обитатели уголка природы
Воспитатель ежедневно должен отмечать вместе с детьми погодные условия, отмечая маркером нужные параметры, которые затем стираются влажной салфеткой.
Оборудование по уходу за растениями: старые зубные щётки нужны для мытья поддонов, губки для протирания листьев и т. д.
Природный материал
Игры с песком
Игры с водой