БИХЕВИОРИЗМ Оперантное обусловливание
Бихевиоризм : оперантное обусловливание Поощрение усиливает поведение, в то время как наказание ослабляет его. 2
Бихевиоризм : оперантное обусловливание 3 Стимул – Реакция – Стимул – Реакция - Стимул – Реакция … S - R Позитивные последствия ( награда, поощрение ) Негативные последствия ( наказания, неприятные раздражители ) Усиление поведения Ослабление поведения
Бихевиоризм : оперантное обусловливание Реакции, ведущие к приятным последствиям ( поощрениям ) будут усиливаться. Реакции, ведущие к неприятным последствиям ( наказаниям ) будут ослабевать. 4
ЯЩИК СКИННЕРА 5
Бихевиоризм : оперантное обусловливание 6 Поведение контролируется его подкрепляющими последствиями. Контроль внешней среды является всеобъемлющим. Идея свободной воли является фикцией.
Внутреннее подкрепление Это удовлетворение, получаемое от самого поведения, а не от внешних поощрений, таких как деньги, оценки. Внутреннее подкрепление – это желательная форма поощрения на занятиях. 7
ФУНКЦИИ ПОДКРЕПЛЕНИЯ Функция обратной связи : сообщает нам, правы мы или нет. Мотивационная функция : усиливает или ослабляет тенденцию к повторению ответного действия. Как правило, эти две функции неразделимы. 8
Эффект частичного подкрепления 9 В бихевиоризме - положение, согласно которому поведение, поддерживаемое частичным или прерывистым подкреплением, является более устойчивым к угасанию, – по сравнению с поведением, поддерживаемым непрерывным подкреплением. Нечто подобное последнему наблюдается у детей, которых хвалят, закармливают, задабривают постоянно и сверх всякой меры.
ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ Первичное подкрепление Первичный подкрепитель ( точнее, подкрепляющий стимул ) является наградой, которая желательна сама по себе, обычно для поддержания физиологического благополучия ( вода, пища, избегание боли ) 10
ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ Вторичное подкрепление Вторичный подкрепитель ( точнее, подкрепляющий стимул ) не направлен на удовлетворение физиологических потребностей. Скорее, о его подкрепляющих свойствах узнают в процессе научения ( деньги, дипломы, золотые звезды ). Социальные подкрепляющие стимулы ( похвала, улыбка, чувство успеха ) считаются вторичными. 11
НАКАЗАНИЕ Физическое наказание и крайние формы психологического наказания не приветствуются. Сложности при использовании наказания : 1. Наказание не устраняет поведение, но лишь временно подавляет его. 2. Наказание не показывает наказанному, как он должен себя вести. 3. Наказание может вызвать страх, тревогу, сильную неприязнь к преподавателю и учебному заведению в целом. Студент может бросить учебу в вузе. 4. Последствия наказания могут быть непредсказуемы. 12
4 ВИДА ПОДКРЕПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ Подкрепление 1. Позитивное подкрепление : предоставление желаемого последствия ( похвала за своевременно выполненное задание ) 2. Негативное подкрепление : устранение нежелаемого последствия ( критика может быть прекращена, если задания выполняются вовремя ). 13
4 ВИДА ПОДКРЕПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ Наказание 1. Наказание : применение адекватного наказания ( выговор, низкие оценки ). 2. Негативное наказание ( наказание II): устранение желаемых последствий ( не допуск к участию в спортивных соревнованиях из - за плохих академических результатов ) 14