Основные этапы рефлексии Остановка предметной деятельности; Восстановление последовательности выполненных действий; Изучение составленной последовательности действий; Формулирование результатов; Проверка гипотез в последующей деятельности
Классификация рефлексии рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала.
Методы и формы рефлексии Вербальная и невербальная рефлексия Графическая рефлексия деятельности Методика «Закончи предложение» Цветовая рефлексия деятельности Рефлексивное сочинение «Лист обратной связи» Урок- «круглый стол» Урок-анкетирование «Торт решений» «Телеграмма» «Комплимент» «Райтинг» «Рюкзак»
Методы и формы рефлексии Синквейн «Памятки» «Паровозик» «Координаты» Лист рефлексии Ассоциативный ряд «Письмо самому себе» Барометр настроения «Разговор на бумаге» «Заключительная дискуссия» «Ну что, как прошло занятие?»
Анкетирование Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Был ли ты активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Сумел ли ты показать свои знания
Резюме-ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю Что нравится на уроках? Что не нравится на уроках? Можешь ли учиться лучше по предмету? Что мешает учиться лучше? Какие действия учителя считаешь неправильными? Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй её. Поставь себе отметку по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.
Лист рефлексии Тема урока: ФИ ученика Я считаю… (мнение об уроке) Особенно удачным является… (достоинства, положительные моменты урока) В тоже время, я посоветовал бы…(рекомендация учителю) Сложно было …(трудности, проблемы и т.п.)
Паровозик На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
Комплимент- похвала Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент- похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Рюкзак Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился составлять план текста и конспект я запомнил формулу для нахождения дискриминанта я разобрался в такой-то теме я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного
Плюс-минус-интересно Плюс МинусИнтересно записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Телеграмма Прием актуализации субъективного опыта. Обучающимся раздаются бланки для телеграммы и предлагается написать телеграмму кому угодно, в которой необходимо выразить свое состояние после урока. Очень краткая запись- в тексте не более 10 слов.
Рефлексия настроения «Радуга» С каким цветом радуги ассоциируется данный урок? оранжевый– радостное, восторженное настроение. Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия; синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радости фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;