«Методическое сопровождение педагогов по организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» В рамках работы ГОРОДСКОЙ ПРОБЛЕМНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ «Организация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Солнышко» комбинированного вида»
Нормативно-правовая база Положение о том, что ребенку необходимо предоставлять свободу, определено в документах, а значит, провозглашено законом. В «Декларации прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка» «Конвенция о правах ребенка» ( Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г). Статьи 8,12,13,29,31. Закон Российской Федерации «Об образовании», определяющем основные принципы государственной политики в области образования. (статья 2). По отношению к детям дошкольного возраста необходимость предоставления им свободы определяется в «Концепции дошкольного воспитания».
Ребёнок Игровой уголок (кукольный, строительный, транспорт) Изобразительны й уголок Трудовая деятельность Уголок дидактических игр Книжный уголок Физкультурный уголок Театрально- музыкальный уголок Познавательно- исследовательская зона Уголок природы Бытовое пространство
Формирование основных базисных характеристик личности: Самостоятельность – способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода ребенка в поступках и ответственность за них. Инициативность – способность начать какую-либо игровую и продуктивную деятельность и вовлечь в неё других детей. Поддержка детской инициативы реализуется в процессе детско-взрослых проектов. Ответственность – сознательное соблюдение моральных принципов. Творчество – творческое воображение, любознательность, интерес к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям научно- технического прогресса.
Методическое сопровождение Методическая работа велась в двух плоскостях ( по К.Ю. Белой) - по отношению к конкретному педагогу, где главная задача – формирование индивидуальной эффективной педагогической деятельности воспитателя. - к педагогическому коллективу детского сада: методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. - к общей системе непрерывного образования (осмысление направлений развития образовательной практики и внедрение достижений в практику детского сада).
Анализ проблемной ситуации. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников. Создание развивающей среды в МДОУ в целях продуктивной организации самостоятельной деятельности дошкольников в игровой, бытовой, познавательной, трудовой и других видах деятельности. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников. Влияние работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников на формирование целевых ориентиров (мониторинг).
Теоретическая база Практическое применение Изучение методической литературы Организация тематических консультаций Мониторинг Создание проблемно- творческих групп Мастер- классы Открытые просмотры Семинары- практикумы, круглые столы Педагогическ ие советы Смотры- конкурсы Рефлексия
Модель методического сопровождения педагогов Воспитатели – молодые специалисты Воспитатели Воспитатели - наставники Творческие проблемные Проектные группы Совет наставников Лаборатория ФГОС ДО Мониторинги, выставки методической литературы, организация консультаций, проведение круглого стола, семинара-практикума, тематических педсоветов, презентации и смотры конкурсы ППРС, открытые просмотры, мастер-классов, организация и работа творческих мастерских
Ребёнок в среде
Мониторинг качества организации самостоятельной деятельности дошкольников Ф.И. ребенка Планирует организацию самостоятельной деятельности Действует самостоятельно Взаимодействует с партнёром Нуждается в помощи взрослого Добивается результата в самостоятельной деятельности Уровень развития самостоятельности Ф.И. ребенка Востребованность РППС в самостоятельной деятельности детей Центры Игровой (Кукольный, сюжетно-ролевые игры) Речевой Математический Познавательно- исследовательский Конструкторский Библиотека Творческий Спортивный Музыкально- театральный Трудовая деятельность Нигде не взаимодействует
Этапы работы с родителями: I этап Педагогическое просвещение родителей о важности самостоятельной творческой деятельности в развитии дошкольников (создание консультативного материала) II этап Организация открытых просмотров (мастер-классов, круглых столов, гостиных и т.д.) III этап Непосредственное включение родителей в образовательный процесс (дни открытых дверей, совместные досуги, праздники, соревнования, походы, экскурсии и т.д.)
Творческая студия – как одна из форм культурных практик дошкольников