муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Солнышко» комбинированного вида» АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПУНКТА с детьми 6-7 лет на учебный год Составила: учитель-логопед Гончарова Е.Н. г. Оленегорск
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с нормативными документами: Конвенция ООН о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Положение о логопедическом пункте ДОУ.
Цели адаптированной образовательной программы: - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ФНР, ФФНР и ОНР III) и осуществление своевременного и полноценного личностного развития; - обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи адаптированной образовательной программы. 1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. 2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми: - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; - нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова; - развитие навыков звукового анализа и синтеза; - развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи). 3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школе. 4. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих детский сад.
Достижение поставленных целей и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов: 1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой. 2. Принцип развивающего подхода (основывается на идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка. 3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия. 4. Принцип сознательности и активности детей. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем. 5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей ребенка и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий. 6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков. 7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Аналитическая справка по логопункту. В сентябре 2016 года на логопедический пункт МДОУ 2 были зачислены 20 детей со следующими нарушениями речи: - 2 ребенок с логопедическим заключением ФНР, дислалия; - 6 ребенок с логопедическим заключением ФФНР, полиморфная дислалия; - 12 детей с логопедическим заключением ОНР III ур.р.р.
Примерная продолжительность занятий: - с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, и 12 месяцев – с детьми, имеющими ФНР с элементами лексико- грамматического недоразвития; - ФФНР – 12 месяцев; - ОНР III – 12 месяцев. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Краткая характеристика контингента. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказываний. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи.
Основная форма коррекционной работы с детьми в условиях логопедического пункта – коррекционная непосредственная образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная). В соответствии с Сан Пин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-7 лет – 30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе от 4 до 6 человек. Состав подгрупп может периодически меняться в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции звукопроизношения каждого ребенка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, 2 раза в неделю.
В объединенных группах осуществляется: - закрепление навыков произношения изученных звуков; - отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; - звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков; - расширение лексического запаса и формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи.
Индивидуальная коррекционная работа проводится: - по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; - по подготовки артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; - по постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» Ребенок 6-7 лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»: 1. Нормализация фонетической стороны речи: - правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи; - дифференцирует все звуки. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы); - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. 3. Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». 4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности: - воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи; - способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4); - способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; - способен проводить звуковой анализ слов; - понимает смыслоразличительную роль фонемы.