Цель дисциплины - дать будущим педагогам знания в области основ анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены детей и подростков, необходимые в равной мере каждому педагогу для сохранения здоровья учащихся, его личностного развития и осуществления педагогического процесса, в котором активное и плодотворное участие может принимать только здоровый ребенок.
Понятия Анатомия- наука, изучающая строение человеческого организма и исследующая закономерности его развития в связи с функциями отдельных его органов и систем. Физиология- наука, которая изучает качественные взаимоотношения между растущим организмом человека и окружающей его средой. Гигиена (прикладная физиология)- наука изучающая количественные взаимоотношения растущего организма человека с окружающей его экологической средой.
Задачи возрастной анатомии Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма; изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями; выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Задачи возрастной физиологии изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.
Задачи гигиены создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма; научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора и санитарного законодательства; обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха; охрана здоровья детей и подростков; участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Краткая история Анатомия как наука известна с V века до н.э. Гиппократ (ок. 460 г.- ок. 370 г. до н.э.)
Леонардо да Винчи ( гг.) Эмбрион человека
Михаил Васильевич Ломоносов ( гг.) Ива́н Миха́йлович Се́ченов ( )
Фёдор Фёдорович Эрисман ( гг.)
Связь с другими науками Физиологические и биологические науки: Физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем, эмбриология, генетика, цитология, гистология, биофизика, биохимия и т.д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена Педагогика, психология, педиатрия, гигиена, экология и т.д.
Роль педагога-воспитателя заключается в том, чтобы научить человека как стать здоровым!