VIII Международная научно-практическая конференция по культуре безопасности на АЭС марта 2017 г., Киев ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ В ВУЗЕ) Барбашев С.В., доктор технических наук, профессор Кравченко В.П., доктор технических наук, профессор Одесский национальный политехнический университет Кафедра АЭС
2 В настоящее время в атомной энергетике невозможно представить обеспечение безопасности без высокого уровня культуры безопасности, которая в документе МАГАТЭ INSAG-13 «Управление эксплуатационной безопасностью АЭС» определена в качестве цели, для которой создается вся система управления безопасностью.
3 МАГАТЭ и государства-члены изучают пути усиления деятельности, связанной с ядерным образованием и обучением, создают основы усовершенствованной структуры образования и обучения в области ядерной безопасности. (см. таблицу ).
4 УРОВЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ Базовый курс профессиональной подготовки в области ядерной безопасности УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ Регулирующий контроль на атомных электростанциях Оценка безопасности атомных электростанций Эксплуатационная безопасность атомных электростанций Безопасность исследовательских реакторов УРОВЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ -Основы регулирования -Организация регулирующего органа - Процесс выдачи разрешений -Инспектирование и контроль за исполнением -Эффективность регулирования -Методы анализа аварий -Вероятностная оценка безопасности -Управление аварией -Управление старением -Оценка безопасности модификаций станции - Культура безопасности и управление безопасностью -Взаимодействие между оператором атомной электростанции и регулирующим органом -Эксплуатационный опыт и обратная связь -Эксплуатационная практика - Аспекты регулирования и документирование безопасности -Анализ безопасности -Безопасность эксплуатации и утилизации -Управление старением -Безопасная остановка и снятие с эксплуатации ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Научные командировки, стипендии, наблюдатели в группах МАГАТЭ по анализу безопасности Структура образования и обучения в области ядерной безопасности, предложенная МАГАТЭ
5 Формирование культуры безопасности, приобретение специалистом, особенно молодым, соответствующего мировоззрения, является кардинальным способом повышения безопасности объектов атомной энергетики. Роль вуза, ориентированного на подготовку кадров для атомной энергетики, в этом процессе является значимой.
6 Подходы к определению направлений обучения культуре безопасности в вузе следует определять в соответствии: - с общими подходами к соблюдению принципов культуры безопасности при эксплуатации АЭС, которое должно быть сформировано у персонала, - с политикой отрасли в области безопасности, - с особенностями, в которых проходит процесс обучения будущих атомщиков в вузе.
7 Общая цель образования в области безопасности – формирование мировоззрения, воспитание культуры безопасности и приобретение будущим специалистом знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для безопасной жизни и деятельности и для создания безопасной и комфортной для человека техносферы.
8 Основным итогом работы вуза по формированию культуры безопасности у студентов должно быть формирование конкретных компетенций, которые необходимо иметь персоналу АЭС в сфере культуры безопасности, описывающих деятельность технических специалистов и демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности.
9 К числу наиболее распространенных компетенций относятся следующие: - Достижение и действие в области безопасности: 1) ориентация на достижения в сфере безопасности; 2) стремление к определенности в вопросах КБ; 3) инициативные действия в области КБ; 4) поиск информации, способствующей повышению КБ. – Влияние в сфере культуры безопасности: 5) организационное знание; 6) построение отношений; 7) понимание окружающих; 8) воздействие на окружающих с целью развития КБ.
10 – Управленческие компетенции по развитию КБ персонала: 9) директивность в области развития КБ; 10) работа в команде; 11) лидерство в команде; 12) аналитическое мышление. – Когнитивные компетенции: 13) системное мышление; 14) экспертные знания в области КБ; 15) самоконтроль и саморегуляция. – Личная эффективность: 16) уверенность в себе в области безопасности; 17) гибкость мышления; 18) преданность КБ.
11 Многие из перечисленных выше компетенций входят в перечень общекультурных и профессиональных компетенций, реализуемых в вузе, поэтому необходимо соотнести их с дисциплинами, на которых они должны формироваться, с содержанием обучения и формами формирования компетенций. Все это требует серьезной коррекции целей и задач образования, средств обучения, содержания учебного процесса, уровня компетентности профессорско- преподавательского состава, внедрения обучающих технологий, формирующих более глубокие и разносторонние компетенции будущих специалистов.
12 Россия Госкорпорация «Росатом» – интегратор ядерного образования В 2001 году создан Консорциум опорных вузов ГК «Росатом» 15 ведущих университетов России Более 150 тыс. студентов и 20 тыс. преподавателей в 24 городах 20 субъектов РФ Около 60 научно-образовательных центров и лабораторий с предприятиями отрасли (Во всех вузах РФ, где ведется подготовка по «атомным специальностям», в курс лекций по безопасности АЭС включен раздел «Культура безопасности»)
13 Украина. Основными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются: Одесский национальный политехнический университет (базовый) и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт». С 2014 года к подготовке специалистов для атомной энергетики страны подключились Национальный университет «Львовская политехника» и Винницкий национальный технический университет.
14 С 2009 учебного года на кафедре АЭС и ИТФ НТУУ «КПИ» для студентов, обучающихся по специальности «Атомная энергетика», введена дисциплина – «Культура безопасности на ядерных объектах Украины». В КПИ разработан и совместно с ГП НАЭК «Энергоатом» издан учебник для студентов технических вузов «Культура безопасности в ядерной энергетике» (Киев, 2012 г.). На кафедре АЭС Одесского национального политехнического университета для специалистов, обучающихся по специальности «Атомная энергетика», в курс «Безопасность и надежность АЭС» включен раздел «Культура безопасности на АЭС». С 2017 года в учебные планы подготовки бакалавров включен курс лекций «Культура безопасности на АЭС как отдельная дисциплина. В остальных вузах Украины, в которых ведется подготовка кадров для атомной энергетики, ни курса по культуре безопасности, ни соответствующего раздела в учебной программе другой дисциплины пока не существует.
15 Беларусь Подготовка специалистов-атомщиков с высшим образованием ведется в четырех вузах республики. Это Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники и Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова. Изучение в этих вузах основ Культуры безопасности предусмотрено типовой учебной программой «Ядерная безопасность», которая разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта по направлению «Физика (ядерные физика и технологии)».
16 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Принципы культуры безопасности (КБ) положены в основу современной концепции безопасности АЭС. 2. Освоение основ культуры безопасности в высших учебных заведениях должно являться частью общего современного процесса обеспечения безопасности, что рекомендуется нормативными документами МАГАТЭ. 3. Для реализации рекомендаций МАГАТЭ по безопасности и программ, направленных на повышение уровня культуры безопасности, которые в настоящее время существуют на отраслевых предприятиях, необходимо включить в учебные планы вузов, ведущих подготовку кадров для атомной отрасли, дисциплину «Культура безопасности в ядерной энергетике ».
17
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!