Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Столбова Дарья Александровна Обучение младших школьников культуре невербального общения во внеурочной деятельности Бакалаврская работа Направление – Педагогическое образование Профиль – начальное образование, иностранный язык (4 курс, заочная форма обучения) Научный руководитель: Богданова кандидат педагогических наук, доцент Антонина Владимировна Москва 2016
Целью исследования является изучение особенностей обучения младших школьников культуре невербального общения во внеурочной деятельности.
Объект, предмет исследования Объектом исследования является культура невербального общения у учащихся второго класса на внеурочных занятиях. Предмет исследования – методические условия, обеспечивающие эффективность совершенствования культуры невербального общения во внеурочной деятельности, учеников 2 класса
1. Рассмотреть теоретические вопросы обучения младших школьников невербальному общению. 2. Изучить проблемы обучения невербальному общению в практике современной начальной школы. 3. Определить уровень готовности учителя начальных классов к работе над культурой невербального общения. 4. Исследовать уровень представлений и умений младших школьников в области невербального общения. 5. Разработать программу и содержание опытного обучения, осуществить их экспериментальную проверку. Задачи исследования
К средствам невербального общения относятся: Жесты- телодвижения, используемые как коммуникативные средства; Мимика -лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека; Интонация- передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
Понятие внеурочной деятельности и отражение ее в методической литературе Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Научные основы Ученый Альберт Мейерабиан выяснил, что информация передается за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию, звук) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течении минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Достижения методики в области обучения невербальному общению младших школьников -различные подходы к работе над культурой невербального общения; -работа над эмоциональной интонацией; -связь интонации с мимикой и жестами; Научные основы
Методы исследования: целенаправленное педагогическое наблюдение; анкетирование обучающихся, постановка сценок, работа с учебными пособиями. количественный и качественный анализ полученных данных Констатирующий эксперимент База констатирующего эксперимента – ГБОУ Школа 2036, обучающиеся 2 класса «Б» и 2 класса «А».
Благодарю за внимание!