Ммузыкальное искусство казахского народа У музыкальных инструментов есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших движений души, которые невозможно передать песней и словом.
Кобыз казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз имеет ковшеобразный корпус, две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента от см. Играют на кобызе, сжимая его в коленях ( как виолончель ), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными шаманами - целителями для различных обрядов.
Жетыген казахский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Под каждую струну подставляли с двух сторон аськи ( надкопытная кость овцы ). Передвигая аськи, можно было подстраивать струну. Если аськи сближали, звук повышался, раздвигали понижался.
Сыбызгы духовой музыкальный инструмент у тюркских народов. Родственный инструмент флейта. Длина 6065 см. Звукоряд сыбызгы с 4 отверстиями. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально - этнографических коллективов.
Домбра казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русской балалайки. Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора. Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители – акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Домбра С помощью домбры исполняют кюи. Кюй – ммузыкальное произведение, не сопровождающееся словами. Человек написавший и исполняющий кюи называется – кюиши.
Курмангазы Сагырбайулы - композитор - кюиши, классик казахской инструментальной музыки. Курмангазы занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, понять в чем сила казахского народа послушайте кюи Курмангазы. Его кюи Сары - арка, Ақсақ - құлан, Адай ассоциируются у казахов с образом Родины. Выходец из народа, Курмангазы всю жизнь боролся против беззакония казахских баев, отстаивал права простых людей. (1806 – 1879)
M музыкальное наследие. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т. д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах. В народе говорят : « Бог вложил в душу каждого казаха частицу клюя с момента его рождения ». На протяжении столетий главным хранителем и популяризатором произведений музыкальной культуры был сам народ. Бережно сохраняя и динамично развивая ммузыкальное искусство, он передавал его из поколения в поколение. Традиционная музыка казахского народа – богатейшая сокровищница духовного наследия. Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными клюями и проникновенными песнями.
Подготовили : Шергина О. Веккер И.