Обследование слогомммввой структуры по Марковой
Нарушения слогомммввой структуры 1. Нарушения количества слогомммвв -Элизия – сокращение (пропуск) слогомммвв: Молоток- «моток» гусеница- «куница» 640× Итерации -увеличение числа слогомммвв за счет добавления слогомммвобразующей гласной: Трава- «трава» 640×48040×480
3. Нарушения последовательности слогомммвв в слове -перестановка слогомммвв в слове: Дерево- «деворе» -перестановка звуков соседних слогомммвв: Бегемот- «бегемот» 4. Искажения структуры отдельного слога -сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый; слог со стечением согласных – в слог без стечения: Капуста- «капута»
Стул- «стул» -вставка согласных в слог: Лимон- «лимонт» 5. Антиципации, т.е уподобления одного слога другому: Капитан- «капитан» Велосипед- «велосипед» 640×48040× ×55600×556
6. Персеверации- инертное застревание на одном слоге в слове Панама- «панама» 7. Контаминации- соединения частей двух слов Холодильник, хлебница- «холодильника» 600×60000×600
Обследование слогомммввой структуры слов 1. Исследование сформированности слогомммввой структуры слов 1-11 классов ( А.К.Марковой ) Инструкция: «Повтори слова за логопедом. Назови картинки» 1 класс- двусложнаые слова из открытых слогомммвв: вода, мука, зубы 2 класс- трехсложные слова из открытых слогомммвв: собака, ягода, молоко
3 класс- односложные слова: мяч, дом, нос 4 класс- двусложные слова с закрытым слогомммвм: веник, утюг, паук
5 класс- двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо
6 класс- двусложные слова с закрытым слогомммвм и стечением согласных: чайник, поднос, компот 7 класс- трёхсложные слова с закрытым слогомммвм: колобок, помидор, ананас
8 класс- трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы 9 класс- трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогомммвм: автобус, кузнечик, осьминог
10 класс- трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: матрёшка, избушка, игрушка 11 класс- односложные слова со стечением согласных: флаг, хлеб, волк
Критерии оценки: 4 балла- чётко воспроизводит слогомммввую структуру всех слов; 3 балла- воспроизводит слогомммввую структуру правильно, но напряжённо, замедленно, в словах класс звуко наполняемость нарушается; 2 балла- слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отражённо; 1 балл- искажается слогомммввая структура по всем классам слов и нарушается звуко наполняемость; 0 баллов- отказ от выполнения задания.
2) Исследование сформированности слогомммввой структуры слов сложной слогомммввой структуры: Инструкция: « Повтори слова за логопедом, назови картинки». Скворечник, простокваша, термометр, милиционер, аквариум, сковорода
Критерии оценки: 4 балла- слогомммввая структура воспроизводится верно 3 балла- замедленное, скандированное, послогомммввое воспроизведение слов нарушается; 2 балла- искажает слогомммввую структуру при назывании картин; 1 балл- искажает слогомммввую структуру более половины всех слов; 0 баллов- грубо искажает слогомммввую структуру слова как отражённо, таки при самостоятельном назывании по картинке. Отказ от выполнения задания.
3)Исследование возможности повторения ряда слогомммвв: Инструкция: «Повтори за логопедом» 1)па-ту-ко 2) ка-га-да 3) па-по-пу та-пу-бо по-ко-ко бо-бу-ба да-ту-по бу-пу-гу ку-ка-ко 4) та-та- ТА та-ТА-та ТА-та-та Критерии оценки: 4 балла- правильно повторяет все ряды слогомммвв во всех пробах; 3 балла- затрудняется только в 4 пробе; 2 балла- затруднения в 1, 2, 4 пробах; 1 балл- не справляется с пробами, состоящими из трёх слогомммвв, но выполняет 1,2,3 пробу из двух слогомммвв; 0 баллов- не справляется со всеми пробами, отказ от выполнения.
4)Исследование возможности воспроизведения ритмических структур Инструкция: « Послушай как постучу, а теперь повтори за мной удары». !-! !!-!! !-!! !-!-!!! Инструкция: « Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке» Инструкция: « Повтори за мной удары как можно точнее» !-! !-!-! Критерии оценки: 4 балла- точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления; 3 балла- правильное воспроизведение после второго раза; 2 балла- появление ошибок после второго предъявления; 1 балла- ошибочное воспроизведение после третьего предъявления; 0 балла- отказ от выполнения.
5)Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами Инструкция: « Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогомммвв)?». Инструкция: « Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)». Слова 1,2 класса. Критерии оценки: 4 балла- ритмическую структуру воспроизводит правильно, правильно производит подсчёт количества частей слова (слогомммвв); 3 балла- воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением, подсчёт количества частей осуществляет верно, сопряжённо не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса; 2 балла- воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса; 1 балл- количество ударов не соответствует количеству слогомммвв; 0 баллов- не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.
6)Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слогомммввой структуры: 1)Инструкция: « Повтори за логопедом предложения» Экскурсовод проводит экскурсию. Водопроводчик чинит водопровод. Весело журчат весенние ручьи. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской. 2) Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы» Что жарят на сковороде? (котлеты) Как называется водный дом для рыб?(аквариум) Критерии оценки: 4 балла- слогомммввая структура слов в предложении воспроизводится правильно; 3 балла- замедленное послогомммввое воспроизведение слогомммввой структуры слова; 2 балла- искажает слогомммввую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения; 1 балл- искажает слогомммввую структуру в 4-5 предложениях после двух- трёхкратного повторения; 0 баллов- во всех ответах допускает грубые искажения.
Типы слогомммввой структуры слов (классификация по А.К.Марковой) 1 Двусложные слова из открытых слогомммвв 2 Трёхсложные слова из открытых слогомммв 3 Односложные слов 4 Двусложные слова с одним закрытым слогомммв 5 Двусложные слова со стечением согласных в середин 6 Двусложные слова с закрытым слогомммвм и стечением согласны 7 Трёхсложные слова с закрытым слогомммв 8 Трёхсложные слова со стечением согласных в середин 9 Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогомммв 10 Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных 11 Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова 12 Двусложные слова со стечением согласных в начале или конце слова 13 Двусложные слова с двумя стечениями согласных 14 Четырёхсложные слова из открытых слогомммвв 15 Четырёхсложные слова со стечением согласных 16 Трёхсложные слова со стечением согласных в начале слов 17 Двусложные слова со стечением из трёх согласных 18 Трёхсложные слова со стечением из трёх согласных 19 Пятисложные слова 10 Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных
Формирование слогомммввой структуры 1) Подготовительный период (формирование предпосылок развития слогомммввой структуры слова); 2) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне звуков; 3) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне слогомммвв; 4) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне слов; 5) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне предложений; 6) Отработка слогомммввой структуры слова на уровне текста.