Спиридоновой Светланы
Родился в 1930 г. в Вене. Американский психолог, специалист по проблемам психологии развития и клинической психологии.
Бакалавр Нью-Йоркского университета (1952), магистр того же университета (1953). Докторскую диссертацию защитил в университете штата Огайо (1956). Профессор ряда университетов США. На формирование взглядов Мишеля наибольшее влияние оказали Дж. Келли и Д. Роттер, известный как создатель шкалы интернальности экстернальности. Широко известен как критик теории личностных черт. В последние годы занимается изучением мыслительных процессов. Его исследования в области психологии личности широко известны во всем мире, и без упоминания о них невозможно представить себе психологию XX в. Награда Американской психологической ассоциации «За выдающийся научный вклад» (1982)
Этот эксперимент отлично иллюстрирует степень эмоционального регулирования, или «контроля состояний»
Эксперимент проведён, в разных вариантах, с тысячами детей разных возрастов. Ребенку показывают два блюдца, на одном зефир, на другом два, и спрашивают: «Ты какое больше хочешь?» Детей, которые предпочитают один зефир двум, пренебрежимо мало, и они не попадают в эксперимент. Когда блюдце с двумя зефирами выбрано, экспериментатор объясняет правила: «Сейчас я выйду из комнаты. Если дождешься, пока я вернусь сам, можешь взять два зефира. Если вдруг расхочешь ждать, вот тебе колокольчик, звони, и я тут же приду. Но тогда тебе достанется только один зефир». Затем экспериментатор уходит на 15 мин. Но возвращается, как правило, раньше: если оставить блюдца с зефиром на столе, ребенок в возрасте 4-5 лет звонит в колокольчик в среднем через минуту.
Скрытая камера записывает поведение ребенка. Некоторые дети съедают зефир сразу. Другие сначала пытаются подождать, но не выдерживают и через несколько минут берут зефир. Находятся и такие, которые твердо решили дождаться, они отвлекали себя кто-то пел, кто-то закрывал глаза, кто-то играл, некоторые даже засыпали, чтобы избежать искушения.
Данный эксперимент выявляет важные свойства интеллектуального развития детей. Наблюдая за теми же детьми в школьном возрасте, мы видим существенное соответствие между ожиданием второго кусочка зефира и академическими успехами. Группа «стоиков» в подростковом возрасте обладает более контролируемым поведением, достигает больших успехов в любых делах, вообще чувствует себя более счастливой, чем те, кто предпочитал «зефир в руке». Когда время подошло к поступлению в университет, дети, которые могли проявлять выдержку (в 4-летнем возрасте), успешно прошли экзаменационное тестирование.