ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ Выполнила: Спиридонова Светлана Студентка группы: 4ППДОб оп
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Основная задача общества - показать детям социальный мир и помочь ребёнку понять своё место в этом мире. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.
Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами.
Схема предметного мира, объединившая предметы в три группы: Предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Этапы познания предметного мира ребенком Спонтанно-исследовательский. Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, «пробуя на язычок», узнает о его свойствах и качествах Вариативный. Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному. Преобразующий. Третий этап в освоении ребенком предметного мира – спонтанно- исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление.
Начинать знакомить ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности следует в естественной для него домашней обстановке. Прежде всего, ребенка следует познакомить со всеми предметами обихода и их назначением. При этом ребенка следует активно привлекать к взаимодействию со взрослым, объясняя характер и цель каждого совместного действия.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТНОМУ МИРУ: 1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы. 2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно. 3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество. 5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. 6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать. 7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!