ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «СОШ 28» Пермиловская Любовь Борисовна
Актуальность В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Изначально и по сегодняшний день школьный курс информатики является одним из самых динамически изменяющихся. Происходит это вследствие того, что вычислительные системы постоянно обновляются и совершенствуются.
Научить людей от мала до велика правилам работы с информацией - самая глобальная и сложная задача в деле построения информационного общества. Информационная грамотность - основа для развития и деятельности современной личности.
Какими хочется видеть новые образовательные результаты Одной из главных целей школьного образования является формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе. Через систему учебных предметов должен быть сформирован такой выпускник, которого можно будет назвать образованным членом информационного общества. Уровень развития выпускника школы подразумевает сформированность у него определенной информационной культуры.
Характерные черты человека нового поколения Характерные черты человека нового поколения Человек нового поколения Активность Критический характер мышления Открытость всему новому Умение ориентирова ться в полученном новом Коммуникати вные навыки Умение пользоваться информацио нными ресурсами Внимательно сть Исполнитель ность
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися. Характерные черты человека нового поколения Характерные черты человека нового поколения
Любой урок информатики воспитывает ответственное отношение к информации с учетом правовых и эстетических аспектов ее распространения, формирует жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, исполнительность, внимательность, эстетичность, готовит информационно-компетентного человека III тысячелетия.
Задачей учителя на уроках информатики является сформировать у ученика информационную компетентность – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.
Психолого - педагогические аспекты использования ИКТ : Учитывая психологические особенности обучаемых, осуществляю отбор оптимальных методов, технологий, средств, форм обучения и воспитания. Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учетом их интересов, наклонностей и потребностей выбираю различные формы проведения урочных занятий ( лекция, уроки практических работ, зачет в различных формах ). Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты ( графику, звук, анимацию, видео ). Умение работать с мультимедиа – документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
На последних уроках в 10 и 11 классе учащимся было предложено выполнить презентацию на тему «Мой край родной», или взять тему из учебника Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии».
Анализируя их работы можно сделать следующий вывод: Работы ребят по теме «Мой край родной» отличаются от остальных работ. Выполнение таких работ является хорошей демонстрацией взаимосвязи учебного процесса с результатом деятельности.
Учащимися были выбраны следующие темы: «Пинежский район, Северодвинск, Нёнокса, Красноборский район, Черевково». Одну работу по теме «Северодвинск» учащийся оформил в виде буклета в среде Publisher.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что технологии направленного проектного обучения позволяют формировать информационную культуру жителя нового «информационного общества» с активной жизненной позицией, критическим характером мышления, успешного, открытого ко всему новому и умеющего в нем ориентироваться. Опыт работы показал, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков.
Курс информатики и ИКТ – точка роста процесса информатизации образования : информатизация школы опирается на знания учащихся, которые формируются в предметной области «информатика»; обучение информатике и информатизация учебной деятельности неразрывно связаны между собой.