Презентация на тему: «Антонио Диабелли как композитор крупной формы.» Выполнил: учащийся 54 школы 8-го года обучения Плетнёв Артём. Презентация по предмету музыкальная литература.
Антонио Диабелли –
Известный австрийский нотоиздатель, гитарист, пианист, композитор, преподаватель и крупнейший венский музыкальный издатель 19- го века. Ученик Гайдна.
В детстве пел в хоре Капеллы Зальцбургского Собора и монастыря Михаэльбастерн. Занимался с Михаэлем Гайдном. Родители хотели, чтобы он стал священником, поэтому он учился в Мюнхенской латинской школе, а затем в школе монастыря Райтенхаслата, затем он оставляет эту идею под сильным впечатлением обстановки того времени (1803 год), когда были закрыты все монастыри Баварии. Затем он переехал в Вену, где стал преподавать гитару и фортепиано.
Вена 19 века
Диабелли сочинил огромное количество произведений и обработок для инструментальных ансамблей, состоящих из скрипки, альта, виолончели, флейты, гитары и фортепиано. Для гитары он писал сонаты, сонатины и серенады в ансамбле со смычковым или духовым инструментом или с фортепиано.
Инструменты 19 века для которых композитор создавал свои произведения
Карьера композитора Антонио очень ценили за его культуру и ясный ум, наряду с дружбой с Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Й. Гайдном и великими гитаристами, обеспечившими ему блестящую карьеру. Сочинял для гитары и фортепиано; его сонатины в две и четыре руки до сих пор включают в программу обучения.
Сочинения были красивые и вдохновенные. Об этом свидетельствует тот факт, что одну из тем Диабелли великий Бетховен использовал в 32 вариации на тему вальса.
Сочинил около 200 произведений для разных инструментов. Для гитары и фортепиано – сочинение 68– 69–70–102; серенады, ноктюрны; сочинение 36–65– 95–105 для гитары, скрипки и виолы и сочинение 67–99–128 для гитары и флейты; "Большое трио" сочинение 162 для трех гитар; "Прелюдии" сочинение 103, переизданные Симроком (7 прелюдий),
Конечно, они не столь вдохновенны, как сонаты Сора, но правильной структуры, с чистым и приятным течением, интересным и прекрасно подходящим для гитары.
В этом издании Соната 1 состоит из четырех частей: "Аллегро", "Анданте", "Менуэт" и "Рондо", среди которых можно особо выделить третью и четвертую части, разработанное в фа мажоре "Анданте" певучее и гармоничное, с модуляциями, навевающими чувство грусти, оно не расплывчато, не страдает недостатками слишком длинных сочинений.
Тон грусти и тоски в финале этой части – приглашение к быстрому движению менуэта непревзойденной свежести, напоминающего "престо" классиков фортепиано того времени.
Его соната 2, как и предыдущая, прекрасна. Первая часть ее "Аллегро ризольюто" разработана рукою мастера; описать все его сочинения не представляется возможным; но нельзя не упомянуть нежного Менуэта в ля мажоре, живого, оригинального, очень приятного, прекрасно подходящего для гитары.
То, что забыты "3 сонаты" выдающегося тирольца, говорит о глубокой летаргии или о нашем невежестве в том, что касается гитары, и о том, что мы придаем слишком большое значение переложениям, таким как "Серенада" Малатса, что не дает оснований забыть о пропаганде классических сочинений; то, что мы их не знаем, – свидетельство о бедности воспитавшей нас гитарной среды.
Сонатина (соната без разработки) разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла). Сонатная форма музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.
Анализ музыкального произведения Я буду разбирать произведение Антона Диабелли «Сонатина» в тональности соль мажор. Размер:4/4. Темп: Allegro moderato - Умеренно скоро. Сонатина начинаться с главной партии. Знаки при ключе (фа-диез). Тема главной партии имеет легкое, воздушное, прозрачное звучание.
Как вы видите: первая фраза строиться из двух тактов, после присоединение: ко второй, третьей и четвёртой фразе вы видите целое предложение, которое является главной партией.
После проведения главной партии вступает побочная партия. Изменяется тональность (ре-мажор) и уменьшаются длительности. Тема побочной партии контрастна и звучит не так светло и не грациозно, в отличии от главной партии.
В данном произведении экспозиция состоит из двух предложений (главной и побочной партий), которые состоят из 8 фраз в 16 тактов. Экспозиция повторяется 2 раза, после чего начинается разработка.
Разработка начинается в 17 такте с вступлением главной партии и состоит из 16 тактов. Главная партия (состоит из 7 тактов) проводится не в изначальном виде, изменяя тональность (соль-минор гарм.) В главной партии разработки длительности становятся как в главной партии экспозиции. Остальное побочная партия плавно переходящая в репризу.
Реприза играется в начальном темпе и начинается с главной партии экспозиции. После которой изменяется тональность (ми-минор) и идёт разработка от тоники. Заканчивается сонатина в тонике мажорным секстаккордом.
Спасибо за внимание!