Провалы рынка Провалы рынка, связанные с асимметрией информации Провал рынка в регулировании производства общественных благ Побочные эффекты (« экстерналии ») Провал рынка в условиях отсутствия условий для совершенной конкуренции Неспособность рынка учитывать часть индивидуальных предпочтений
Развитие рынка может в силу причин технологического и социально - экономического характера приводить к подрыву совершенной конкуренции. Но в условиях олигополистических и монополистических рыночных структур состояние долгосрочного равновесия не является свидетельством достижения общественного оптимума. Ведь равенство спроса и предложения достигается здесь, в отличие совершенной рыночной конкуренции, в ситуации, когда цена ( предельная общественная выгода ) продукции превышает предельные общественные издержки, связанные с ее производством. Таким образом, переход отраслевого рынка из состояния свободной конкуренции в состояние несовершенной конкуренции или монополии должен рассматриваться как неэффективный с социальной точки зрения.
Именно поэтому экономическая теория трактует процессы олигополизации и, тем более, монополизации отраслевой структуры как « провала рынка » особого рода. Такое отношение к рыночным структурам несовершенной конкуренции привело к повсеместному внедрению в странах с рыночной экономикой антимонопольного законодательства. Последнее направлено, как следует из его названия, на то, чтобы предотвратить процесс монополизации рынков или устранить его последствия посредством принудительного расчленения занимающих доминирующее положение на рынке производственных структур. Таким образом, государство выполняет в данном случае роль инструмента, призванного преодолеть или, по крайней мере, смягчить рассматриваемый провал рынка.
Отличительной особенностью теоретической конструкции, описывающей рыночную экономику в чистом виде, является предположение, что устремления действующих в ее рамках субъектов сводятся к максимизации полезности от собственного потребления - (1, …, ), где 1, …, - количества благ, потребляемых соответствующим индивидуумом. Иными словами, все участники хозяйственного процесса при таком подходе обладают исключительно качествами экономического человека А. Смита.
Из жизненного опыта мы знаем, что потребности человека не ограничиваются его собственным потреблением. Помимо этого каждого из нас в той или иной степени интересует состояние общества в целом : уровень дохода других членов общества, состояние окружающей среды и т. п. Рыночный механизм обеспечивает эффективное согласование индивидуальных интересов, вытекающих из функций полезности и характерных для « экономического человека » А. Смита. Но это означает, что соответствующее ему состояние общественного оптимума объективно не совпадает с состоянием, представляющим результат согласования индивидуальных функций полезности « расширенного формата ». Неспособность рынка учесть всю полноту индивидуальных предпочтений должна рассматриваться поэтому как один из его « провалов ».
Частным случаем рассматриваемого провала рынка является существование так называемых мериторных благ. Речь идет о таких частных товарах, побочным эффектом которых является некоторое общественное благо. Классическая музыка, доставляя эстетическое удовольствие ее любителям, согласно господствующему представлению содействует облагораживанию общества. Поэтому рыночная оценка полезности этого блага оказывается ниже его общественной оценки. Прямо противоположная ситуация имеет место по отношению к наркотикам : пристрастие к ним отдельных индивидуумов, с точки зрения общества, имеет разрушительный характер. Здесь общественная оценка оказывается прямо противоположной по отношению к рыночной, которая определяется предпочтениями наркоманов. И в случае классической музыки, и в случае наркотиков очевидно, что социум не может « передоверить » решение вопроса о масштабе производства и потребления соответствующих благ рынку.
Государство в лице исполнительной власти способно вносить коррективы в размещение ресурсов и тем самым оказывать воздействие на масштабы и структуру выпуска продукции. Необходимость в этом возникает из - за того, что рынок, как мы видели, не в состоянии учитывать все элементы индивидуальных функций полезности членов общества, а, следовательно, и обеспечивать выход в точку оптимального социального выбора. Отсюда ясно, что нередко встречающаяся попытка рассматривать любое « вмешательство » государства в действие рынка как нарушение экономических законов в угоду политическим интересам теоретически несостоятельно. Политический механизм, призванный интегрировать различные индивидуальные интересы в областях, недоступных для рынка, является не чем - то внешним по отношению к экономической жизни общества, а ее важнейшей составной частью. В этом отношении историческое наименование общей экономической теории – политическая экономия – имеет глубокий смысл.