Реализация ФГОС ДО средствами технологии СИТУАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.Петерсон мастер-класс МДОУ детский сад 233 Старший воспитатель: Иванова Наталья Михайловна
Трудности участников образовательного процесса родители ДЕТИ педагоги 2
Цели образования: 1 поколение 1998 г. 1 поколение 1998 г. Усвоение знаний, умений, навыков Последующие поколения Последующие поколения Личность воспитанника, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Личность воспитанника, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Базируется на деятельностном подходе 3
КАК ОБУЧАТЬ ПО-НОВОМУ? 4
«Как обучать?» четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой способ взаимодействия с детьми, который вобрал в себя традиции дошкольного образования и отвечает новым требованиям ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» 5
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА система дидактических принципов; система дидактических принципов; образовательные ситуации разного типа: образовательные ситуации разного типа: целостная структура образовательной ситуации «Открытие» новых знаний. 6
Система дидактических принципов технологии «Ситуация» Принцип психологической комфортности Принцип деятельности Принцип минимакса Принцип целостности Принцип вариативности Принцип творчества Принцип непрерывности 7
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ «Открытие» нового знания «Открытие» нового знания Тренировочный Тренировочный Итоговый. Итоговый. 8
Технология «Ситуация»( Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова) 1 этап : Введение в ситуацию (создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность). 2 этап : Актуализация (в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания). 3 этап : Затруднение в ситуации (моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности). 4 этап : Открытие детьми нового знания (способа действий) (воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера). 5 этап : Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка (воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее). 6 этап : Осмысление (итог). 9
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.» Леонтьев А.А. 10