Роль русских народных подвижных игр в воспитании детей в ДОУ. «О радость жизни, детская игра, век не уйти с соседнего двора. За мной явилась мать, но даже маме в лапту случалось заиграться с нами» В. Берестов
Подвижная игра – Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и современным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребенок познает окружающий его мир. Познает ценности и символы культуры своего народа.
Русская народная игра – наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах принимали участие люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины.
Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки.
На лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов».шутки и юмор характерны для этих игр.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, сопровождаются считалками и зазывалками. Вот одна из таких зазывалак: Таю, таю,налетаю Вас в игру всех приглашаю А в какую не скажу! Зазывалку расскажу. Предлагаю Вам игру которую дети очень полюбили. Мы с детьми часто играем в нее.
Предлагаю Вам игру которую дети очень полюбили. Мы с детьми часто играем в неё. Игра «Бабка – ёжка». Цель : Повышать интерес детей к физической культуре. Воспитывать доброту и взаимовыручку, в игровой форме развивать основные физические качества : силу, выносливость, ловкость.
Правила игры: С детьми считалкой выбираем Бабку ёжку. Игроки располагаются в другом конце зала по сигналу дети подходят к избушке Баба Яги и хором произносят текст:Бабка Ёжка костяная ножка; С печки упала ногу сломала, А потом и говорит: «У меня нога болит» Пошла она на базар, раздавила самовар, пошла на улицу раздавила курицу,Вышла на лужайку, испугала зайку.
После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома догоняет детей, прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представления о цветах мы с детьми играем в игру «Краски».
Игра «Стадо». Цель: Повышать интерес к русским народным подвижным играм; воспитывать любовь к народным традициям, уважение друг другу. Правила игры: считалкой выбирают волка и пастуха, остальные дети овцы. Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют траку. По сигналу пастуха «волк!» овцы бегут в противоположную сторону площадки. Все кого поймал волк, выходят из игры.
Таким образом «Русские народные подвижные игры» - ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.