Русские народные сказки, как средство развития речи дошкольников с ОВЗ. Окулова Наталия Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 47 «Зеленый огонек» компенсирующего вида» г. Северодвинска
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями». Актуальность
3 Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.
Знакомство со сказкой Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами ) Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Детские Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.
Совместная деятельность направлена на развитие речи дошкольников через русские народные сказки. Сказка всегда вызывает у детей эмоциональный отклик. В данном виде деятельности совершенствуются навыки ведения диалога, активизируется использование в речи прилагательных.
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками.
9 Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Странички семейного опыта
11 «Расскажи сказку» авторское пособие Развивает умение передавать последовательность содержания?