Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310БУ Глазырина А.Ю.
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Функции самосознания: 1)Получение информации о себе. 2)Эмоционально-ценностное отношение к себе.(чувства собственного достоинства, уважения или наоборот) 3)Саморегуляция поведения.
По мнению В.В. Столина, в основе познаваемости лежат расщепляемость, т. е. возможность человека выделить из среды то, что сейчас воспринимается -это ("вижу") то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу») собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»).
В.В. Столин выделяет следующие феномены:
1) принятие точки зрения другого на себя 2) прямое и косвенное внушение 3) трансляция
4) система контроля за ребенком; 5) система меж комплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);
6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье. 7) механизм идентификации.
Этапы развития самосознания: 1. Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела 2. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. 3. Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью. 4. Важный этап в становлении самосознании овладение ребенком речью.
О структуре самосознания В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.
В психологии сложилось несколько традиций понимания индивидуальности. Первоначально, индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Однако ярко выраженная черта – это гипертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Поэтому такое понимание индивидуальности – это выявление вектора потенциальных патологических изменений личности. Другое понимание индивидуальности связано с выделением у индивида присущих только ему личностных черт, генетически связанных с какими-то случайными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности – носителя существенных свойств и качеств и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих одного человека от другого. Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б. А. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре человека. самопознание личность индивидуальность
Каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.
Максимальная успешность есть функция двух тесно взаимосвязанных системообразующих факторов – направленности личности и индивидуального стиля деятельности.
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Самосознание является частью сознания. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.