Транспортное машиностроение в Беларуси Презентацию подготовил студент 4 курса 7 группы Волков Владислав
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ Основными факторами формирования мощного разветвленного машиностроительного комплекса за годы советской власти в Беларуси явились: выгодное экономико-географическое положение республики на кратчайших путях в Западную Европу, в непосредственной близости к странам СЭВ (совета экономической взаимопомощи) и Варшавского договора, к металлургической базе Украины и Центральной России, к научно-исследовательским центрам страны; развитая транспортная инфраструктура – густая сеть железных и автомобильных дорог; высокая обеспеченность республики трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами при наличии сети профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений, проектных, опытно- конструкторских и научно-исследовательских организаций.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ Именно эти факторы определяли высокие темпы развития и прогрессивные изменения в отраслевой структуре машиностроения Беларуси, начиная с послевоенных 1940-х гг. и до конца 1980-х гг. На территории страны на средства союзных министерств строились крупнейшие предприятия автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и прочих подотраслей, которые обрастали многочисленными смежниками и филиалами.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В результате в конце 1980-х гг., занимая менее 1 % территории и имея около 3,6 % населения СССР, Беларусь производила около 20% транспортных средств и сельхозтехники от их общесоюзного производства. Машиностроительные предприятия размещались во всех областях республики, но самым крупным центром машиностроения стал г.Минск, концентрирующий в настоящее время более 50% всей машиностроительной продукции, производимой в стране.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ Крупными центрами машиностроения стали также Гомель, Витебск, Могилев, Брест, Гродно, Бобруйск, Борисов, Барановичи, Орша, Жодино, Молодечно города, имеющие выгодное транспортное положение для осуществления разветвленных производственных связей, квалифицированные кадры и соответствующие научно-исследовательские организации, средние специальные и высшие учебные заведения или близость к ним.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В 1990-х гг. после распада СССР белорусское машиностроение столкнулось с проблемами разрыва производственных связей и с невостребованностью его продукции из-за неплатежеспособности прежних потребителей новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. К 1995 г. удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства страны существенно снизился до 23,3 % против 34,2 % в 1990 г.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ С 1996 г., благодаря разработанным программам и предпринятым мерам как на государственном уровне, так и на самих предприятиях начался этап восстановления, реструктуризации и совершенствования производственного потенциала белорусского машиностроения. Рост объемов производства сопровождался прогрессивными структурными внутриотраслевыми сдвигами за счет преимущественного развития наукоемких и высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В итоге десятилетних трансформационных процессов машиностроение Беларуси, несмотря на сокращение объемов производства многих видов продукции, сохранило свою ведущую роль в промышленном комплексе страны (в 2001 г. удельный вес машиностроения и металлообработки по объему продукции составил 24,8 %) и свою прежнюю специализацию в международном разделении труда на квалифицированном и точном машиностроении автомобилестроении, производстве тракторов, сельхозтехники, а также машин и оборудования и электрооборудования и оптических приборов [1].
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ К ведущим секторам отечественного машиностроения относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, а также приборостроение и радиоэлектроника. В настоящее время их совокупная доля в общем объеме производства продукции машиностроения превышает 60 %
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Автомобилестроение – один из крупнейших секторов белорусского машиностроительного комплекса с долей производства свыше 23 % от общего объема машиностроения. Предприятия автомобильной промышленности производят грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы, мотоциклы и велосипеды, а также автомобильные детали и двигатели.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ К специфической черте белорусского автомобилестроения следует отнести высокую (более 50 %) степень зависимости от поставок комплектующих в рамках производственной кооперации с предприятиями России и Украины. Ведущими предприятиями являются: Минский автомобильный завод (МАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Минский моторный завод
МАЗ «Минский автомобильный завод» был основан в 1944 году. Первый грузовик был сконструирован в «Минский автомобильный завод» является крупнейшим в Беларуси и странах Восточной Европы производителем большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной тех- ники. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники и 50 модификаций автобусов и троллейбусов. В феврале 2009 года РУП «Минский автомобильный завод» был реорганизован в акционерное общество. Продукция Минского автомобильного завода соответствует экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5.
БелАЗ ОАО «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ) является основным мировым производителем карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 320 тонн), а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. В 1995 основано производственное объединение «Бел АЗ». В этом же году Белорусскому автомобильному заводу присуждена "Международная бриллиантовая звезда качества" Мексиканского института маркетинга.
БелАЗ ОАО «Белорусский автомобильный завод» специализируется на производстве карьерных самосвалов. Также предприятие производит самосвалы повышенной проходимости, дорожно-строительную технику, машины для обслуживания горно-транспортных работ, машины для подземных работ, машины для металлургических предприятий, машины специального назначения, грузовые подвижные составы. ОАО "Белорусский автомобильный завод" (БелАЗ) является монополистом на белорусском рынке и одним из крупнейших производителей карьерных самосвалов в мире. Общая инвестиционная программа Бел АЗа до 2015 года составляет 500 млн. USD.
Минский моторный завод Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает первое место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей. Дизельные двигатели нашли свое применение в составе тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов, карьерной техники, сельскохозяйственных, строительных, строительно-дорожных и др. специальных машин, а также промышленных установок [3].
ДРУГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО Белкоммунмаш Крупнейший производитель городского электрического транспорта: троллейбусы и трамваи (с 4 октября 2012 года совместно со Швейцарской компанией Stadler rail AG производятся электропоезда в г. Фаниполь). ОАО БАТЭ Предприятие специализируется на разработке и производстве стартеров, генераторов для грузовых автомобилей, двигателей легковых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственных машин и оборудования. ОАО МЗКТ Является крупнейшим производителем в Беларуси тяжелых транспортных средств и их прицепов а также специальных шасси для машин и оборудования строительной, нефтегазовой индустрии. ОАО ММВЗ – производитель мотоциклов и велосипедов. СЗАО «БЕЛДЖИ» – производство легковых автомобилей марки «Geely» ОАО «Минский вагоноремонтный завод» - производство, капитальное восстановление и ремонт пассажирских вагонов и подвижного ж/д состава. СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» – выпускает различные модификации грузовых ж/д вагонов (в.т.ч. и новые вагоны-хопперы, предназначенные для перевозки цемента, зерновых культур и др. груза) [3].
Современное состояние транспортного машиностроения в Беларуси [4].
Производство двигателей, автомобилей и прицепов [4].
ПРОЧЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ [4]
Территориальная структура производства транспортных средств Беларуси, % [4]
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ Белорусское машиностроение в значительной степени ориентировано на экспорт. Это касается, главным образом, его крупнейших отраслей - сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. Белорусский экспорт машиностроительной продукции в основном ориентирован на страны ЕЭП - Россию и Казахстан, на долю которых совокупно приходится около 73% белорусского машиностроительного экспорта
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ Вместе с тем, предприятия, работающие в сфере машиностроения, имеют торговые отношения с более чем 100 странами. В 2013 году было экспортировано продукции машиностроения на сумму 6 млрд долл. США (- 15,1% к объему экспорта в 2012 года). При этом по всем секторам наблюдалось падение (наибольшее падение зафиксировано по сектору транспортные средства и оборудование). Наименьшее падение зафиксировано по сектору «электрооборудование, электроника и оптика».
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ Снижение экспорта обусловлено вхождением традиционного рынка в фазу рецессии, ослаблением позиций отечественных предприятий на рынке Российской Федерации (это вызвано усилением конкуренции среди производителей на российском рынке как российского происхождения так иностранных производств).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В 2013 году было импортировано продукции машиностроения на сумму 4,3 млрд долл. США (-4,8% к объему импорта в 2012 году). Каждый из секторов показал снижение объема импорта в среднем на 7% (кроме сектора «транспортные средства и оборудование», где зафиксирован рост импорта на 4,9%). Рост импорта обусловлен в первую очередь активизацией и необходимостью переоснащения производств современным оборудованием и транспортными средствами, а также приобретение транспортных средств в личное пользование [3].
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В настоящее время существуют проблемы, препятствующие наращиванию объемов производства и выходу на качественно новый уровень развития. Прежде всего следует отметить высокую степень износа основных производственных фондов. в 2012 г это показатель составил 70%. Это говорит о том, что для дальнейшего развития отрасли необходимо модернизировать производство, постоянно обновлять основные средства, внедрять новые технологии. Только активная инновационная деятельность в машиностроительном комплексе поможет вывести флагманы белорусского производства на качественно новый виток развития.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) констатируют, что машиностроительная отрасль Беларуси подвержена ряду серьезных рисков и, несмотря на имеющийся потенциал в экспорте, сможет получить развитие только благодаря усилению интеграционных и кооперационных связей с инностранными партнерами. Кроме того, эксперты ЕАБР подчеркивают, что слабой позицией белорусской машиностроительной промышленности является ее высокая импортоемкость. Высокая зависимость от импортных комплектующих, необходимость закупок оборудования за пределами страны для модернизации отрасли также является сдерживающим фактором.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Эксперты ЕАБР также обращают внимание на риски, с которыми столкнутся белорусские и казахстанские производители в связи с членством России в ВТО. Поэтому в Беларуси необходимо создавать мощные структуры, способные выпускать и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию. По мнению экспертов ЕАБР, в связи со вступлением РФ в ВТО, на рынке машиностроительной продукции стран ТС следует ждать обострения конкуренции между национальными и иностранными производителями.По оценкам ЕАБР, стимулом для интенсивного развития машиностроения является сотрудничество между странами региона [5].
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Машиностроительный комплекс Беларуси необходимо выводить на принципиально новый уровень развития. Главным при этом должно стать освоение современных технологий, выпуск высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, которая сможет не только закрыть потребности внутреннего рынка, но и позволит успешно конкурировать на внешних рынках. Поэтому большое значение отводится привлечению инвестиций в основной капитал машиностроительных предприятий.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на годы уделяется большое внимание инвестициям в основной капитал, которые в 2015 году по сравнению с 2010 годом планируется увеличить в 1,9-1,97 раза. Одним из приоритетных направлений привлечения инвестиций названо развитие наукоемких и экспортоориентированных производств,модернизация действующих предприятий. Главными источниками привлечения инвестиций в основные фонды таких машиностроительных предприятий республики, как ПО «Гомсельмаш», РУПП «БелАЗ», ОАО «МАЗ», ПО «МТЗ» являются собственные средства организаций, бюджетные ассигнования и кредиты банков. В связи с этим предприятиям машиностроительного комплекса Беларуси необходимо диверсифицировать способы привлечения инвестиций в основной капитал.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Сегодня государство и бизнес-сообщество в Беларуси осознают привлекательность холдинговой организации ведения бизнеса. В системе холдингов у предприятий будет больше возможностей для реализации программ импортозамещения, повышения их экспортного потенциала, увеличения объемов поставляемой продукции на экспорт, обновления основных фондов.Кроме того, холдинги позволяют сконцентрировать инженерный потенциал, активнее проводить опытно- конструкторские и научно-исследовательские работы, облегчают привлечение средств для развития и модернизации производства.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Для обновления основных фондов предприятия непроизводственного назначения целесообразно использовать государственно-частное партнерство, например в форме контрактов по оказанию технической помощи, аренды (лизинга).
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Таким образом, перспективное развитие машиностроительной отрасли невозможно без инвестиций в основные фонды предприятий. Их привлечение и рост инновационной составляющей может обеспечиваться за счет вступления машиностроительных предприятий в холдинговые компании, использования государственно-частного партнерства, интеграции академических институтов в реальный сектор экономики [5].
Инвестиции и совместные проекты Достаточно активно иностранные инвесторы вкладывают в белорусскую отрасль локомотиво- и вагоностроения. Так, осенью 2012 г. Швейцарская группа Stadler Rail Group и ОАО "Управляющая компания холдинга Белкоммунмаш начали реализацию знакового инвестиционного проекта по организации производства железнодорожного и городского электротранспорта в г. Фаниполь вблизи Минска [3].
Инвестиции и совместные проекты Среди реализуемых в настоящее время проектов совместное предприятие представителей Китая и Минского автомобильного завода по производству «МАЗов». В проекте принимают также участие Минский завод колесных тягачей и Белорусский автомобильный завод.
Инвестиции и совместные проекты Известная французская компания «Пежо Ситроен» рассматривает возможность размещения производства легковых автомобилей в Беларуси. Решение работать на авторынке Беларуси находится на стадии обсуждения у мирового гиганта «Дженерал Моторс», который имеет долгосрочную цель по сборке автомобилей [2].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Козловская Л.В. Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций: В 3 ч. ч.2.: Экономико-географическая характеристика межотраслевых комплексов.- Мн.: БГУ, с. 2. Машиностроение [Электронный ресурс]. Режим доступа: eering/. Дата доступа: Машиностроение [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата доступа: Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, – Режим доступа: – Дата доступа: Перспективы развития машиностроения в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата доступа: