Железнодорожный транспорт наиболее развитой и технически оснащенный вид транспорта в нашей стране. Он является частью Евро- Азиатского железнодорожного комплекса. Магистральный железнодорожный транспорт Республики Беларусь представлен производственным комплексом «Беларуская чыгунка» и промышленно-производственным объединением «Белпромжелдортранс». На его долю приходится более 70 % общего грузооборота страны. Это обусловлено тем, что железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта: возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий; высокая провозная и пропускная способность; осуществление массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой себестоимостью перевозимых грузов; регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток; сравнительно высокая скорость движения и более короткий срок доставки; высокие показатели работы и универсальность. Однако в связи с большими капитальными вложениями, затрачиваемыми на сооружение дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Белорусская железная дорога (БЖД, белов. Беларуская чыгунка, БЧ) оператор беловусской сети железных дорог. Это государственное объединение, подчинённое Министерству транспорта и коммуникаций Беларуси. В его состав входит 66 организаций, имеющие статус юридического лица и три представительства. Аппаратом управления Белорусской железной дороги является Управление Белорусской железной дороги. БЖД связана с железными дорогами сопредельных стран: Латвии (Latvijas dzelzceļš), Литвы (Lietuvos Geležinkeliai), Польши (Polskie Koleje Państwowe), России (Российские железные дороги) и Украины (Укрзалізниця).
Железнодорожная сеть Беларуси к началу Первой мировой войны имела протяженность 3888 км, из них 1668 км принадлежали Полесским, 624 км Либаво-Роменской, 611 км Александровской, 526 км Риго-Орловской, 175 км Привислинским, 91 км Московско-Виндаво- Рыбинской, 63 км Северо-Западным и другим дорогам. Локомотивный парк Беларуси насчитывал 971 паровоз, в том числе 705 товарных, 108 пассажирских и 158 прочих. Преобладающими в перевозке грузов были лесные и строительные материалы (24,3% общего грузооборота дорог Беларуси или 16,02% грузооборота такого рода России), дрова (соответственно 10,83 и 11,4%), каменная соль (1 и 3,8%), керосин (0,68 и 2,6%), хлебные грузы (4,77 и 2,2%), нефть (0,18 и 0,58%) и др. Перевозки пассажиров по железным дорогам Беларуси в этот период составляли около 6,9 млн человек. Уровень пассажирских перевозок в Беларуси был низким.
В 90-х годах в связи с обретением Республикой Беларусь политической и экономической независимости, Беларуская железная дорога представляла собой уже не просто субъект хозяйствования, занимающийся перевозками, а начала выполнять функции по государственному управлению железнодорожным транспортом республики. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса. Он включает магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный железнодорожный транспорт РБ представлен производственным объединением Беларуская чыгунка, промышленный железнодорожный транспорт производственным объединениемПРОМЖЕЛДОРТРАНС.
Современное состояние Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (в среднем 27 км/1000 кв. км. территории). Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой респу 6 лики от 22 км/1000 кв. км в Минской и Гомельской о 6 ластах до 35 км/1000 кв. км. в Брестской. Разветвленность железнодорожной сети обеспечивает доступ населенных пунктов республики к 40% железнодорожных станций. По областям их доля существенно различается между собой от 21% в Гродненской до 50% в Могилевской области. В Беларуси используется железнодорожная колея размером 1520 мм и 1524 мм.
Схема железных дорог Беларуси
1) Транспортный коридор 2 «Берлин Варшава Минск Москва Нижний Новгород»; 2) Транспортный коридор 9 проходит через Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. Территорию страны пересекают два панъевропейских транспортных коридора:
Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги: 5491,1 км Протяженность пути на железобетонных шпалах: главные пути – 6839,1 км станционные и специальные пути – 1861,2 км Протяженность пути, уложенного рельсами повышенной прочности закаленных рельсов: 4069,6 км Протяженность бесстыкового пути: - главные пути – 4507,7 км - станционные и специальные пути – 112,9 км Общая протяженность электрифицированных линий: 1012,3 км Протяженность однопутных участков - 3,9, двухпутных – 1,6 тыс. км 75% всех грузовых и более 50 % пассажирских перевозок Инвентарный парк грузовых вагонов – более
Белорусская железная дорога (БЧ) является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
В настоящее время в состав Белорусской железной дороги входит 6 отделений (унитарных предприятий). Это Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское отделения, объединяющие 370 станций, из них: 3 пассажирских, 9 сортировочных, 27 грузовых, 12 участковых и 319 промежуточных (в том числе разъезды и обгонные пункты), 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 13 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения и другие предприятия.
Сегодня Белорусская железная дорога это лидер национальной системы перевозок. Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны, в настоящее время она успешно развивается и обеспечивает в Беларуси около 63% грузооборота всех видов транспорта общего пользования и около 38% пассажирооборота. В среднем за год пассажирскими поездами перевозится около 90 млн пассажиров. В республике функционирует 20 крупных железнодорожных вокзалов с развитой инфраструктурой и комплексом услуг для пассажиров.
Важнейшими для железнодорожного комплекса Беларуси являются транзитные перевозки грузов. Наибольшие объемы транзитных перевозок осуществляются в сообщении с Россией, Латвией, Литвой, Польшей и Украиной. В целях развития транспортно-логистической деятельности и привлечения дополнительных грузов, следующих в сообщении Восток- Запад-Восток через Брестский пограничный переход и переходы Гродненской области, созданы предприятия «Брестгрузтранслогистик» и «Барановичский грузовой центр транспортной логистики».
ПРЕИМУЩЕСТВА для перевозок грузов в направлении Восток-Запад с организацией перегруза на беловусской стороне
ПРЕИМУЩЕСТВА ТРАНЗИТА через Республику Беларусь
Пассажирские перевозки
СТРУКТУРА ПАССАЖИРООБОРОТА ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА (в процентах к итогу)