Цель комплекса по производству товаров народного потребления (ТНП) –наиболее полно удовлетворить потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами. Именно от степени удовлетворения спроса населения на потребительские товары непосредственно зависит комфортность, качество жизни населения.
емкость внутреннего рынка ТНП будет возрастать, т.к это отрасли, влияющие на качество жизни населения. трудовыми ресурсами, производственными мощностями и сложившимися квалифицированными кадрами для выпуска ТНП страна обеспечена. есть в наличии многие виды сырья и материалов. Поэтому ставится задача максимального обеспечения платежеспособного спроса населения высококачественными отечественными товарами.
Для развития комплекса по производству ТНП необходимо: увеличение объема производства, повышение качества и расширение ассортимента ТНП; повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства; реструктуризация отраслей с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей; структурная перестройка и перепрофилирование производства с учетом платежеспособного спроса внутреннего и внешнего рынка.
Продовольственные ТНП Предприятия пищевой промышленности Беларуси в январе 2012 года увеличили производство продукции на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до Br 3 трлн. 55,5 млрд. Рост обеспечен в основном за счет увеличения производства молочных и мясных продуктов, плодоовощной продукции, а также напитков. Запасы готовой продукции предприятий пищевой промышленности на 1 февраля 2012 года составили Br1,563 трлн., или 64,8% среднемесячного объема производства, и увеличились по сравнению на 5,9 процентного пункта. Больше всего возросли запасы мясных и плодоовощных консервов - в 3,2 раза и 3,1 раза соответственно. Запасы быстрозамороженной плодоовощной продукции увеличились в 3,4 раза до 172 т. Сахара имеется в запасе 201 тыс.т, что составляет 244,2% среднемесячного объема производства.
Непродовольственные ТНП Легкая промышленность Ведущее место в легкой промышленности по объему выпускаемой продукции занимает текстильная промышленность. Самой перспективной ее подотраслью является производство льняных тканей. Перспективность льняной промышленности определяется уникальной местной сырьевой базой и высоким спросом на льняные ткани на мировом (особенно западноевропейском) рынке. Предусматривается: переоборудование льнозаводов и радикальная перестройка Оршанского льнокомбината; расширяющаяся практика выращивания льна льнозаводами на арендуемых у сельхозпредприятий землях; политика восстановления сырьевых зон льнозаводов; намечаемое увеличение производства и улучшение качества льнопродукции в хозяйствах.
Шерстяная промышленность В современных условиях ввиду отсутствия собственной сырьевой базы производство чистошерстяных тканей и ковров резко сократилось. Поэтому предусматриваются меры по замещению импортной шерсти местным сырьем – намечено увеличить производство шерсти в сельском хозяйстве и освоить в химической промышленности производство новых видов текстильного сырья с высокими гигиеническими свойствами (шерстоподобное волокно и др.).
Хлопчатобумажная промышленность Так же, как и шерстяная, существенно снизила объемы производства из-за стопроцентной зависимости от импортного сырья. И так же нуждается в серьезной реструктуризации. Шелковая промышленность Объемы выпуска тканей сократились ввиду удорожания исходного химического сырья, износа оборудования, устаревших технологий. Поставлена задача модернизации отрасли, использования новых видов прогрессивных по потребительским качествам химических волокон и нитей, расширения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции.
Трикотажная промышленность Трикотажные и чулочно-носочные изделия белорусских предприятий всегда пользовались и пользуются большим спросом у населения республики и на всей территории бывшего Союза. Но в настоящее время часто из-за удорожания импортируемого сырья, недальновидной политики в развитии отрасли, низкого платежеспособного спроса населения не выдерживают конкуренции с более дешевыми импортными товарами.
Швейная промышленность Созданы совместные предприятия, многие фабрики работают в производственно-технологической кооперации с зарубежными фирмами (на давальческих материалах), выполняя их заказы. Ряд фабрик приобрели новое оборудование, используют современные технологии и выпускают конкурентоспособную продукцию, однако ограничения в торговле со стороны западных стран и низкая покупательная способность собственного населения не позволяют полностью использовать имеющийся потенциал отрасли.
Основной проблемой швейной промышленности РБ на современном этапе развития является проблема производства высококонкурентной продукции, максимально полно удовлетворяющей потребительские предпочтения как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Проблемы швейной промышленности: Высокая конкуренция в отрасли как среди отечественных производителей, так и со стороны дешевой импортной продукции Высокие розничные цены Приверженность белорусского покупателя к зарубежным производителям и брендам.
В 2011 году "Милавица" вложила в техническое переоснащение и развитие производства 3 млн. евро. Предприятие нарастило в 2011 году объемы выпуска примерно на 20%. На "Милавице" работает современнейший раскройный комплекс, много средств вкладывается в автоматизацию ручного труда. На "Милавице" фактически нет оборудования старше 5 лет. Установлено оборудование производства Японии, Германии, Франции и Италии. В 2011 году предприятие выпустит примерно 20 млн. изделий, при этом избыточных складских запасов на "Милавице" нет. В 2012 г. предприятие намерено потратить на техперевооружение и в целом свое развитие от 3 млн. до 5 млн. евро. Намечено закупить швейное, раскройное оборудование, рассматривается также вопрос о создании логистического центра. Объемы производства, как ожидается, возрастут на 12%. СП ЗАО "Милавица" открыло в 2011 году около 70 фирменных магазинов за рубежом.
Проблема: Швейное производство в Минске в ближайшее время будет крайне сложно поддерживать. На минском предприятии ЗАО «Милавица» уже сейчас остро стоит вопрос с наймом швей. В среднем зарплата швеи 4 миллиона – для Минска это крайне мало. Для регионов такая зарплата еще приемлема. Сегодня компания своими силами производит только 25% продукции, остальная работа осуществляется по производственно- технической кооперации, когда прошиваем по выкройкам занимаются предприятия-партнеры в регионах. Дальнейшие возможные перспективы в развитии: Через 5-7 лет половина производства СП ЗАО «Милавица» будет перемещена в страны с низким уровнем дохода – Индонезию, Вьетнам, Шри-Ланку. Оплачивать труд швеи в Беларуси становится слишком дорого. Азиатские страны перспективны не только в плане размещения производства, но и как рынки сбыта
В машиностроении и металлообработке целесообразно развивать производство наукоемких и трудоемких ТНП (телеаппаратуры новых поколений, современных компьютеров). Планируется создание с зарубежными фирмами СП по производству техники культурно-бытового назначения. Легкая промышленность должна обеспечить насыщение рынка модными товарами, расширить выпуск товаров для детей, молодежи, пожилых людей, для удовлетворения функциональных потребностей (трудовая деятельность, спорт, туризм, развлечения). В экспорте легкой промышленности должна преобладать готовая продукция – льняные ткани, ковры, швейные изделия, высококачественные шерстяные и шелковые ткани, трикотаж, обувь. Целесообразно сохранить производство из давальческого сырья. В местной промышленности предусматривается освоение производства широкого ассортимента простейших товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, развитие производства и экспорт изделий из местного сырья (художественной керамики, изделий из льняных тканей, сувениров из соломки, лозы и др.), замочных изделий, мебели.
Агентство MPP Consulting (Украина) в рамках проекта оценки национальных брендов «TOP National Brands» опубликовало рейтинг «Бел Бренд 2012 – ТОП 100 белорусских брендов». В ТОП-10 вошли «Санта-Бремор», «Милавица», «Бабушкина крынка», «Бульбашъ», «Крынiца», Conte, «Савушкин продукт», «Алiварыя», velcom и «Беларусбанк». Стоимость брендов выражена в миллионах долларов США