Сущность и содержание «Узбекской модели» стратегии социально-экономического развития
В произведении Президента «Узбекистан, устремлённый в ХХI век» на опыте приобретенного за годы независимого развития раскрывается, несмотря на тяжелые последствия бывшего советского режима, какой большой путь пройден развития нашим народом за эти годы, с какими планами входит Узбекистан в новое столетие. В нем показаны приоритетные направления создания совершенно нового общества и стратегии развития на первые годы ХХ1 века.
Наша главная стратегическая цель – построение свободной и благоустроенной Родины, свободной и благополучной жизни, свободного демократического общества, основанного на рыночной экономике. Рыночная экономика, прежде всего, опирается на различные формы собственности и конкуренцию между ними. В ней все законные формы собственности имеют равные права, эти права гарантируются государством. Экономический прогресс регулируется и управляется спросом и предложением на рынке. Необходимость в их централизованном управлении, плановом распределении средств и фондов отпадает. Опыт бывших социалистических стран показывает, что плановая экономика, управляемая центром, в конце концов терпит крах.
Но не бывает готового стереотипа перехода к отношениям рыночной экономики и их практической реализации. Мы в этом плане не могли бы даже опыт самых развитых стран применить у себя. Потому что структурный состав экономики нашей страны, полезные ископаемые и природный климат, природные ресурсы, менталитет народа, демографический состав населения и его рост отличаются от других стран. Очень эффективная для других государств модель развития могла совсем не подойти для нас или, еще хуже, усугубить имеющийся кризис. (Например, можно вспомнить, как в некоторых странах Содружества с применением шоковой терапии положение еще более ухудшилось).
Поэтому путь, избранный волей нашего народа и соответствующий нашему развитию, – это путь без социальных потрясений, революционных скачков, требующий последовательного движения вперед. Избранный такой путь и соответствующий ему стратегическая цель Национальной идеи требуют решения целого ряда задач во всех без исключения сферах жизни общества.
В экономической сфере: Последовательное осуществление процесса либерализации экономики во всех отраслях, углубление проводимых реформ, повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов, устранение препятствий на пути развития предпринимательской деятельности – это основные направления преобразований в этой сфере. Эти преобразования и реформы определяют особенности и принципы национальной идеи в экономической сфере. Во-первых, главная задача в ходе либерализации экономики – сокращение контрольных и управленческих функций государства, ограничение его вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, в первую очередь в деятельность частного бизнеса. Это означает наделение частного бизнеса большей свободой, создание необходимых правовых основ, организационных и экономических условий для нормальной деятельности рыночных механизмов, проведение институциональных преобразований, углубление реформ банковской системы, создание развитой рыночной инфраструктуры, формирование конкурентоспособной среды.
Во-вторых, углубление процесса приватизации и формирование на этой основе класса собственников, вовлечение в эти процессы крупных предприятий. Это означает развитие многоукладной экономики, рост доли частной собственности, создание гарантий стабильности и благополучия в обществе, обеспечение интересов собственников. Основная цель приватизации состоит, во-первых, в развитии различных негосударственных форм собственности и создании между ними действительной конкуренции, во-вторых, утверждение в ближайшем будущем за счет собственников, в особенности, занятого населения среднего бизнеса, составляющего большинство.
В-третьих, создание надлежащих условий и усиление правовых гарантий, а также экономических стимулов для широкого привлечения в экономику иностранных инвестиций, прежде всего адресных. Это означает активное сотрудничество с надежными зарубежными партнерами, производство совместно с ними отечественной продукции, отвечающей потребностям нашего народа, конкурентоспособной на мировом рынке. К ним относятся разрешение иностранцам открытие своих предприятий, участие на определенных условиях в добыче полезных ископаемых. Чем больше будет производиться в нашей стране качественная, конкурентоспособная продукция, тем больше будет удовлетворяться материальные потребности народа, повышаться жизненный уровень, экономическая мощь государства.
В-четвертых, повышение экспортного потенциала страны, ее равноправное и взаимовыгодное участие в международном распределении труда, усиление широкой интеграции нашей экономики в мировую экономическую систему. Это означает повышение роли и авторитета нашей Родины в мировом сообществе, чувства гордости наших граждан за передовой экономический потенциал своей страны. Повышение экспортного потенциала страны неразрывно связано с производством соответствующей требованиям мирового рынка, конкурентоспособной продукции. В-пятых, последовательное продолжение кардинальных структурных изменений в экономике.
Первый принцип – приоритет экономики над политикой. Экономические реформы не должны подчиняться какой-либо идеологии, внутренние и внешние экономические отношения должны быть от нее свободны. 1. Приоритет экономики над политикой и ее деидеологизация в качестве принципа узбекской модели не только отражает сущность и содержание проводимой в нашей стране экономической политики, вместе с тем показывает, что наша экономическая жизнь всегда открыта новому, передовому опыту и разумным начинаниям. Этот принцип раскрывает значение духовности при экономическом развитии, ее тонкие грани. Второй принцип. Государство – главный реформатор. Оно обязано определять главные направления реформ, вырабатывать политику обновления и преобразований, последовательно претворять ее в жизнь. Ислам Каримов, научно обосновывая данный принцип узбекской модели, подчеркивает: «Создание рыночной экономики не может быть достигнуто при помощи одних только указов или распоряжений. Она является результатом длительного исторического развития, предполагающего формирование не только соответствующей инфраструктуры и правовой базы, но и глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений» 1. 1
Третий принцип. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Принятые демократическим путем Конституция и законы должны соблюдаться всеми без исключения. Данный принцип обеспечивает развитие различных форм собственности на равноправной основе. Отношения между формами собственности и хозяйствующими субъектами, конкуренция регулируются при помощи строгих правовых норм. Чтобы не допустить своеволия и субъективизма, разного экономического насилия в управлении экономикой создаются необходимые правовые условия. Данный принцип узбекской модели тесно связан с предыдущим. Ибо, государство в качестве главного реформатора станет основным гарантом социальной стабильности, законности и правопорядка.
Четвертый принцип. Проведение сильной социальной политики с учетом демографического положения в стране. Одновременно с внедрением рыночных отношений необходимо принимать действенные меры социальной защиты населения, особенно малообеспеченных семей, детей и стариков. Сильная социальная политика имеет много составных частей и направлений. Они охватывают вопросы, начиная с социального обеспечения, создания новых рабочих мест, финансового обеспечения и реформы сфер здравоохранения, народного образования, культуры, спорта и физкультуры до борьбы против преступности, обеспечения правопорядка. Проведение сильной социальной политики и социальная защита различных слоев населения является одним из принципов, определяющих гуманистическую сущность узбекской модели.
Пятый принцип. Переход к рыночным отношениям осуществляется эволюционным путем с учетом объективных экономических закономерностей, последовательно, обдуманно, поэтапно. Эта работа должна проводиться одновременно с созданием правовых основ и гарантий реформ, социальной защитой населения и формирования его нового экономического мышления. «В переходный период государство призвано поддерживать жизнеспособность народного хозяйства, особенно базовых, структуроопределяющих отраслей, оказывать им помощь как путем регулирования цен, льготного налогообложения и кредитования, так и прямым дотированием» 1. 1 Узбекистан пошел именно по такому пути. Проведение такой политики не только способствует эффективному использованию средств, вместе с тем это повышает мобильность людей, предотвращает экономические катаклизмы, поэтапно развивает формы собственности. Эти принципы составляют основу собственного пути независимого развития Узбекистана, стержень программы переходного периода.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!